Как известно, на данный момент в Белокаменной эксплуатируется 1000 электробусов, в том числе 750 КАМАЗ-6282 и 250 ЛиАЗ-6274, построенных в рамках одного технического задания (ТЗ), у них даже ведущий мост один и тот же – модели ZF AVE 130 со ступичными мотор-генераторами, равно как и ценник. Их доля в парке ГУП «Мосгортранс», основного оператора наземного городского транспорта в Москве, с учетом примерно семи тысяч автобусов составляет ныне порядка 13%. По словам Артема Бурлакова, начальника службы энергетических и инновационных проектов Мосгортранса, с момента выхода на линию первых электробусов в сентябре 2018 года они перевезли в общей сложности более 180 млн пассажиров и эксплуатируются сегодня на 72 маршрутах. В официальных публикациях утверждается, что благодаря использованию транспортных средств (ТС) с нулевой эмиссией только в прошлом году в Москве удалось сократить количество вредных выбросов на 30 тыс. тонн (методика расчета нам не известна), а замена одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60,7 тонн в год. Кстати, по количеству машин на батарейках, эксплуатирующихся на городских маршрутах, столица РФ пока удерживает пальму первенства среди европейских городов. В рамках дальнейшего развития экологически чистого транспорта московские власти объявили о прекращении закупок с 2021 года автобусов с ДВС (кроме мобилизационных нужд) и переходе на электробусы. Скорректированная в свое время дорожная карта развития электробусного парка предусматривала, что к 2024 году их число превысит 2200 ед. и они составят треть наземного городского пассажирского парка. При запланированных темпах развития экологически чистого транспорта ожидалось, что уже к 2030 году весь парк Мосгортранса станет «зеленым».
Увы, по известным причинам эти планы придется серьезно корректировать, потому как производители электробусов в лице, в данном случае ПАО «КАМАЗ» и Группы ГАЗ, просто не в состоянии их производить в нынешней комплектации. Дело в том, что в конструкции, что КАМАЗ-6282, что ЛиАЗ-6274 присутствует значительная доля импортных компонентов от компаний, объявивших о приостановке своей деятельности в России. Перечислим лишь несколько основных. Так, например, передняя ось (у ликинского электробуса портального типа ZF RL 82 A, у челнинского – независимая подвеска ZF RL 82 ЕС) и ведущий мост со ступичными мотор-генераторами носят клеймо ZF Friedrichshafen AG. Панель приборов и рулевое колесо в одном блоке от Continental. Производитель пантографов для всех электробусов один и тот же – немецкая компания «Schunk Carbon Technology». Можно также поинтересоваться происхождением литий-титанатных накопителей (поначалу они были отечественные) и систем преобразования энергии… Словом, много чего в электробусах надо «импортозамещать», либо самим, либо искать альтернативных поставщиков комплектующих.