Подвижной состав
ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ РЕЗЕРВЫ...
…то достигнутый результат впечатляет! Так можно прокомментировать промежуточные итоги опытной эксплуатации автопоезда, построенного в рамках сотрудничества Mercedes-Benz Trucks, Schmitz Cargobull и компании «Betterflow» по заказу Vion Holding N.V. – крупного европейского продавца продуктов питания, имеющего производственные предприятия в Нидерландах, Бельгии и Германии, а офисы продаж – в 13 странах Европы. Видимо, отсюда и интерес последнего к повышению эффективности перевозок
Алексей САМОЙЛОВ
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ РЕЗЕРВЫ...
…то достигнутый результат впечатляет! Так можно прокомментировать промежуточные итоги опытной эксплуатации автопоезда, построенного в рамках сотрудничества Mercedes-Benz Trucks, Schmitz Cargobull и компании «Betterflow» по заказу Vion Holding N.V. – крупного европейского продавца продуктов питания, имеющего производственные предприятия в Нидерландах, Бельгии и Германии, а офисы продаж – в 13 странах Европы. Видимо, отсюда и интерес последнего к повышению эффективности перевозок
Как видно на публикуемых иллюстрациях, в данном случае мы будем рассматривать тягач Mercedes-Benz Actros 1848 LS 4x2 и полуприцеп Schmitz с изотермическим кузовом. Сразу уточню, что аэродинамический обвес автопоезда очень серьезно модифицирован компанией «Betterflow GmbH»...
Видимо, стоит обратить внимание на аэродинамические удлинители, расположенные на заднем борту полуприцепа. Они раскрываются автоматически при превышении скорости в 60 км/ч, а в сложенном состоянии не препятствуют полному раскрытию погрузочных дверей. Кстати, это решение было проверено в испытательной лаборатории DEKRA и одобрено к массовому применению в рамках реализации программы EU VECTO, которая предусматривает контроль за выбросами СО2 грузовым транспортом и возможное его особое налогообложение в случае превышения разрешенного уровня. Но удлинители это самое заметное изменение конструкции. Дополнительно специалистами Schmitz проведены мероприятия по улучшению аэродинамики передней части и днища полуприцепа, к сожалению, на приводимых фотографиях они незаметны.
К сожалению, ни Schmitz Cargobull, ни Betterflow пока не приводят никаких цифр по возможной экономии топлива от реализованных решений...


Аэродинамический обвес автопоезда: стандартный набор

Автору этих строк довелось познакомиться с некоторыми решениями по улучшению аэродинамики автопоездов еще на IAA'2012. Например, если рассматривать аэродинамические удлинители в задней части полуприцепа, то тогда компания «ATDynamics» предлагала схожее решение, имевшее обозначение Есо-50 (50 это длина «хвоста» в сантиметрах). Оно не противоречило директиве 97/27/ЕС (по габаритной длине ТС), а при весе в 40 кг, цене в Германии в 1100 евро и при скорости 85 км/ч позволяло достичь экономии топлива в 2-4%. Понятно, что в нашем случае по полуприцепу реализованы дополнительные мероприятия по улучшению аэродинамики, так что цифра экономии топлива будет несколько больше. И это достойный результат, с учетом информации от владельца техники, что его автопоезда имеют среднегодовой пробег более 100 тыс. км.

MB Actros c полуприцепом в аэродинамической трубе. Разумеется это масштабная модель - на ней проще отрабатывать изменения конструкции элементов обвеса. Светлые полосы на фотографии это дым, который позже, при анализе фото- и видеоматериалов стендовых испытаний позволит проанализировать особенности прохождения набегающих потоков воздуха...
Несколько слов о тягаче. Его обвес тоже модернизирован Betterflow GmbH. В частности, удалось отчасти улучшить аэродинамику, что, на мой взгляд, с учетом квалификации специалистов Daimler AG, удивительно. Впрочем, индивидуальный подход иногда работает, и это доказано, например, в автоспорте. Но не только аэродинамика в данном случае сработала, а еще и технические решения, изначально заложенные в машину. Так, именно этот Actros оснащен максимальным набором систем активной безопасности и помощи водителю. Причем совокупность Active Brake Assist 5, Predictive Powertrain Control (РРС) и ряда других ассистентов водителя позволяет реализовать функцию полуавтономного вождения (semi-autonomous driving), а также снизить расход топлива примерно на 5%.
Автору приходилось на практике сталкиваться с РРС, правда, на автобусах Setra и дорогах общего пользования во Франции и Германии. И если в двух словах, то здесь используется адаптивный круиз-контроль, причем режимы работы силового агрегата (двигатель + трансмиссия) адаптируются к реальному профилю дороги с использованием 3D-карт. Нюанс в том, что карты предварительно загружаются в память системы управления, и стандартная навигация здесь носит вспомогательную функцию (другими словами, потеря сигнала со спутника, например, в тоннеле не сразу становится критичной). Более того, данные корректируются иными датчиками, например, углового ускорения от системы курсовой устойчивости, что делает выбор режима работы агрегатов максимально соответствующим внешним условиям. И гарантирующим минимальный расход топлива. В данном случае релиз упоминает 5%. У автора после обучения навыкам экономичного вождения по программе OMNIplus F 17 201 EcoTraining, на Bundesstraße Е50 в «состязании» РРС-on vs РРС-off получилось 7% экономии (понятно, результат в пользу «системы»). Впрочем, это была Setra S 516 HDH, но загрузка полная (балласт).
Ну и, разумеется, обратите внимание: у этого тягача нет внешних зеркал заднего вида их заменяет система видеокамер MirrorCam, позволяющая сэкономить еще 1,5% топлива. Но куда важнее другое: MirrorCam не просто транслирует картинку на внутрикабинные дисплеи, но и является источником информации для ряда систем помощи водителю, включая контроль пересечения линии разметки и контроль безопасности перестроения (обгона). Надо рассказывать о влиянии таких маневров на эксплуатационные расходы?

***

Конечно, пока мало цифр для того, чтобы оценить эффективность данного транспортного решения в совокупности. И его потенциал применительно, скажем, к отечественным магистральным перевозкам. С учетом того, что термин «углеродный налог» в своих публикациях мы уже упоминали, а теперь (по оценочному суждению автора) речь идет и о владельцах подвижного состава. Но чтобы не завершать на печальной ноте, процитирую одного из руководителей транспортного подразделения заказчика Свена Янссена (Sven Janssen, Vion's Head of Logistics): «В перспективе, исходя из среднегодовых пробегов в 100 тысяч км, на весь парк мы сможем сэкономить до 500 тысяч литров дизельного топлива в год, а выбросы СО2 сократить примерно на 1500 тонн».
А ведь всего-то «если использовать все резервы»...