Аналитика

DAIMLER TRUCK - ИТОГИ 2021 ГОДА

Цифры, планы и... КАМАЗ

Аналитика

DAIMLER TRUCK - ИТОГИ 2021 ГОДА

Цифры, планы и... КАМАЗ

Алексей Самойлов

На специальной конференции в Штутгарте (Германия) 24 марта с.г. Daimler Truck Holding AG («Даймлер Трак») подвел итоги своей деятельности в прошлом году, заявив, что запланированные цели достигнуты. Кроме неплохих финансовых результатов, несмотря на значительные сложности в цепочке поставок ряда ключевых автокомпонентов, продажи техники выросли, хотя тенденции в I и II полугодии оказались разнонаправленными...
Подразделениям Daimler Truck во всем мире в 2021 году удалось реализовать 455’400 грузовых автомобилей и автобусов, что на 20% больше, чем в 2020-м (378’300 ед.). Таким образом, можно констатировать, что компания извлекла выгоду из восстановления экономики на своих наиболее важных рынках, особенно в первой половине ушедшего года. Без сомнения на росте продаж сказался и фактор отложенного спроса, спровоцированный жесткими пандемийными ограничениями, когда многие бизнес-процессы вынуждено встали «на паузу». Однако, несмотря на то, что спрос в течение всего года оставался довольно высоким, сохранившиеся ограничения уже во втором полугодии 2021-го все-таки сказались на темпах производства и ограничили объем продаж, особенно автомобилей большой грузоподъемности в Северной Америке и Европе.

Можно отметить, что из-за общего роста объема продаж выручка компании увеличилась до 39,8 млрд евро (+10% по сравнению с предыдущим годом: 36,0 млрд. евро). Скорректированный показатель EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов) вырос весьма значительно - до 2’552 млн. евро (в предыдущем году: 657 млн. евро). Скорректированный показатель рентабельности промышленного бизнеса составил 6,1% по сравнению с 1,9% в предыдущем году. Свободный денежный поток промышленного бизнеса в отчетном году оценивается в 1’556 млн евро (2020 год: 1’781 млн евро).

Дополним картину: благодаря очень высокому спросу во всех сегментах рынка входящие заказы Daimler Truck на 2021 год в промышленном бизнесе выросли до 590’000 ед., что на 37% больше, чем в предыдущем году (430'500 ед.). Фактически был сформирован более чем неплохой задел на 2022 год.

Все отчеты Daimler Truck можно найти по ссылке, со своей стороны ниже мы публикуем только некоторые цифры в табличной форме.
Планы на 2022 год

В настоящее время Daimler Truck предполагает, что экономические условия на важнейших рынках продолжают нормализоваться и ни пандемия COVID-19, ни события в Украине не окажут негативного влияния на общее развитие рынка. Хотя (и это стоит признать) несмотря на высокий спрос, узкие места в полупроводниковой промышленности и продолжающиеся ограничения в цепочках поставок продолжат оказывать влияние на продажи, хотя в основном в первом полугодии. В целом на 2022 год руководство компании оценивает североамериканский рынок в диапазоне от 255’000 до 295’000 ед., а европейский - от 240’000 до 280’000 ед. Компания также ожидает значительного увеличения своей выручки на уровне группы в диапазоне от 45,5 до 47,5 млрд евро.
Несколько слов о перспективах

В 2021 году расходы Daimler Truck на исследования и разработки в размере 1’574 млн. евро остались фактически на уровне предыдущего года (1’530 млн. евро). Но все дело в том, что компания продолжит свою практику целенаправленных инвестиций в исследования и разработки в области инноваций, необходимых для обеспечения и поддержки стратегического пути к устойчивому и экологически безопасному транспорту. На втором месте стоят разработки, посвященные автономному транспорту и разработке последующих поколений существующих продуктов.

На этом фоне, по нашему мнению, вполне объяснимо стремление Штутгарта сократить НИОКР и капитальные затраты (на НИОКР) на 15% до 2025 года по сравнению с уровнем 2019-го, с учетом увеличения инвестиций в технологии ZEV (разработку транспортных средств с нулевым уровнем выбросов). К слову, в 2021-м Daimler Truck уже сократил расходы на НИОКР и капитальные затраты с ними связанные на 18% по сравнению с 2019-м. Сокращение инвестиций, связанных с ДВС фактически совпало с требуемым увеличением инвестиций в ZEV, поэтому цель ежегодного сокращения инвестиций минимум на 15% остается в силе до 2025 года. Однако это ни при каких обстоятельствах не скажется на разработке самой современной, эффективной и безопасной техники.
Здесь необходимое пояснение. Как неоднократно подчеркивалось руководителями и специалистами Daimler Truck, по ДВС речь идет именно о сокращении инвестиций в разработку новых моделей и семейств. Любые НИОКР, связанные с проблемами, выявленными в эксплуатации, равно и при изменениях условий применения техники или очередном ужесточении экологических нормативов (вдруг все-таки будет Euro-7), по-прежнему, будут финансироваться. Тем более понятно, что ZEV-техника не сможет работать без инфраструктуры. Так что полной мере (думается, на ближайшие 50+ лет) сохранятся работы по ДВС для пожарной и любой иной аварийно-спасательной техники. Возможно и для ряда гражданских применений, вроде геологоразведки, освоения отдаленных территорий, лесного хозяйства и прочего. Иными словами, о полном «обнулении» всех работ по ДВС речь не идет даже в обозримой перспективе.

И еще один момент. По ZEV-технике все НИОКР и капитальные затраты, с ними связанные, предназначены в первую очередь для электротранспорта. А вот очередь водородного транспорта придет явно после 2030 года, кстати, эта мысль тоже прозвучала в Штутгарте еще осенью 2019-го...
ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС - все или нет?

Отвечая на вопросы представителей СМИ, председатель правления Daimler Truck Мартин Даум (Martin Daum) заявил: «Да, пока мы приостановили работу в России, но...».

Мы осторожно надеемся, что для крупнейшего в мире производителя грузовиков и автобусов тесное сотрудничество с крупнейшим российским производителем грузовиков и автобусов, приостановленное через четыре дня после начала событий в Украине, еще НЕ закончилось...

Особенно если речь идет о исполнении всех существующих договорных и гарантийных обязательств, равно и сервисной поддержке ранее проданной техники...

Кстати, из представленного отчета следует, что Daimler Truck с осени прошлого года не владеет и долей в 15% в капитале ПАО «КАМАЗ». Так как еще в сентябре 2021-го за 132 млн. евро она передала этот пакет на баланс своей материнской компании - Mercedes-Benz Group.
Однако на сегодня производитель легковых Мерседесов не сообщал о планах их реализации...
=====

P.S. Когда готовилась эта публикация, стало известно, что Knorr-Bremse, всемирно известный производитель тормозных систем для автомобильного и железнодорожного транспорта, объявил о выходе из совместного предприятия в Набережных Челнах «Кнорр-Бремзе Кама». Информационное агентство «dpa» со ссылкой на председателя правления Knorr-Bremse Яна Мрозика (Jan Mrosik) сообщило, что СП с КАМАЗом обеспечило концерну в 2021 году выручку в размере 40 млн. евро. Это существенно меньше 1% глобального оборота компании, составившего в прошлом году 6,7 млрд. евро. В целом же у Knorr-Bremse, как и у его клиента Daimler Truck, прогноз на нынешний год весьма оптимистичный, поскольку портфель заказов достиг рекордного в истории фирмы объема в 7,3 млрд. евро.