Автопром - компании

DAIMLER TRUCK HOLDING AG:

имя – новое, курс – прежний

Перспективы развития грузовой техники Mercedes-Benz

Автопром - компании
DAIMLER TRUCK HOLDING AG:
имя – новое, курс – прежний

Перспективы развития грузовой техники Mercedes-Benz

Алексей Самойлов

Как известно, 1 октября 2021 года внеочередное собрание акционеров Daimler AG проголосовало за выделение подразделения по выпуску грузовиков и автобусов в самостоятельное акционерное общество. Оно получило название «Daimler Truck Holding AG» (DTH). Чуть ранее, 21 сентября, тогда еще Daimler Trucks & Buses при поддержке агентства «Mutabor» (Mutabor Design GmbH, Гамбург, Германия) представила свои планы и последние новинки в рамках «Shaping the Now and Next». На мероприятии в числе прочих тем были затронуты перспективы развития грузовой техники Mercedes-Benz. Им и посвящена настоящая публикация с нашими комментариями.
На «Shaping the Now and Next» наравне с планами и перспективными моделями было специально подчеркнуто, что приоритетом для компании является её приверженность выпуску техники, наилучшим образом отвечающей потребностям клиентов. Причем, и это важно, речь идет о решениях, как с обычным, так и с электрическим приводом, равно как и о послепродажном сопровождении. У нас не вызывает сомнений, что, несмотря на реорганизацию и смену названия, приоритеты компании останутся неизменными. Это необходимое предисловие хотя бы потому, что мы знакомы с коммерческими автомобилями Mercedes-Benz не понаслышке. Далее без «высокой политики» – только технические подробности.
В «классическом» сегменте (с ДВС) отражением продуктовой политики становится Actros L, который по совокупности эксплуатационных параметров, включая эффективность, безопасность и комфорт для водителя, претендует на звание одного из лучших магистральных тягачей в мире. Однако, с учетом общих тенденций, DTH берет на себя некоторые обязательства по производству техники с силовыми установками нового типа. Например, eActros ожидается в серии с октября 2021 года, eEconic – со второй половины 2022-го. Серийное производство eActros с запасом хода не менее 500 км запланировано на 2024 год, а GenH2 (водородные топливные элементы и запас хода не менее 1000 км) – в 2027-м. В целом в рамках выполнения Парижского соглашения по климату холдинг планирует полностью перейти на выпуск грузовиков с нулевым уровнем вредных выбросов к 2039 году. К сожалению, на момент подготовки статьи у автора не было информации, в какой степени последняя дата касается дочерних подразделений компании: Freightliner (США), Mitsubishi Fuso (Япония), Bharat-Benz (Индия), а особенно – ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС (Россия).

Цитата из релиза: «В зависимости от индивидуальных требований заказчика в грузовиках предоставится выбор между <решениями> с батарейным питанием и водородными топливными элементами: чем меньше нагрузка и меньше расстояние, тем больше предпочтений будет отдаваться работе от аккумуляторных батарей; чем выше нагрузка и больше расстояние, тем вероятнее, что будут использоваться топливные элементы». Иными словами, например, по «условному» Actros’у будет существовать два унифицированных семейства, отличающиеся типом силовой установки. Думаю, эксплуатацию и технический сервис это не должно смущать, учитывая, что сейчас есть дизеля, есть газовые двигатели, причем как на КПГ, так и на СПГ. На последних возможны как цикл с принудительным воспламенением (цикл Отто), так и классический дизельный.
Разумеется, DTH планирует заниматься не только выпуском техники, отвечающей высоким экологическим требованиям, но также и разработкой и внедрением мероприятий, способствующих ее интеграции в действующие парки, вплоть до участия в проектах по созданию инфраструктуры заряда и сетевых подключений. Также, с учетом имеющегося опыта и решений, компания планирует и в дальнейшем развивать клиентоориентированный сервис. Равно как и цифровые решения для повышения экономической эффективности автопарков, включая оптимизацию общих эксплуатационных расходов. Но об этом в свое время...
На полях мелким шрифтом

Надеюсь, вы тоже обратили внимание, что Mercedes-Benz Trucks, равно как и Daimler Truck Holding, в своих планах пока не упоминает автомобили (грузовики) с автономным управлением – так называемые «беспилотники». Понятно, что в контексте их практического внедрения и эксплуатации на дорогах общего пользования.
Это притом что опытные образцы имеются, проходят испытания, а, например, в США даже получили разрешение на движение на ряде дорог в Неваде (кстати, проходящих по одноименной пустыне) и еще в паре штатов...
Однако задумайтесь: в списке перспективных направлений автопроизводитель со 135-летней историей (и соответствующим опытом, причем во всех сегментах автомобильного транспорта) упоминает лишь термин... «полуавтономное движение»! Для тех, кто «забыл»: в данном случае подразумевается совокупность: а) систем активной безопасности, позволяющих исправить очевидные ошибки водителя; б) систем позиционирования и управления, позволяющих водителю лишь на некоторое время снять руки с рулевого колеса. Чуть ниже мы упомянем, что пока даже «снять руки с рулевого колеса» возможно далеко не всегда.
Впрочем, это все объяснимо, если припомнить материалы ряда конференций в США и Германии (например, в Берлине осенью 2019-го). Все дело в том, что автономность, даже Четвертого уровня (движение без участия водителя, но в строго определенных условиях), требует предварительного решения, причем на международном уровне, ряда вопросов, включая юридические и морально-этические.
Да, можно обвешать грузовик сонарами и лидарами, как новогоднюю елку игрушками, можно выделить и участок трассы для его эксплуатации с коммерческими грузами, но это... Это, на мой взгляд, пока делается лишь ради PR, привлечения инвестиций, равно как и удовлетворения личных и/ или политических амбиций участников процесса. К счастью, в Штутгарте, похоже, перечисленными «болезнями» никто не страдает.
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД: ФЛАГМАН И НОВИНКИ
Уже с июля 2021 года Mercedes-Benz Actros L, новый флагман для магистральных перевозок, доступен для заказа по всей Европе, а с ноября 2021 года начнется его серийное производство. Не буду перечислять все особенности машины (это тема отдельной и большой публикации), только несколько штрихов. Кабина шириной 2,5 метра предлагается в вариантах StreamSpace, BigSpace и GigaSpace, и в числе прочего ее отличает «ровный» пол. Кардинально улучшены шумоизоляция и комфорт для водителя, начиная с сиденья нового типа. Особое внимание уделяется безопасности. Упомяну систему камер внешнего обзора MirrorCam, заменяющую основные и вспомогательные внешние зеркала заднего вида, а об остальных решениях (ASA, ABA-5, ADA-2) подробнее чуть ниже. Здесь важно уточнить, что (цитата): «Действия и функции вспомогательных систем отображаются в кабине грузовика на мультимедийной панели с двумя цветными дисплеями, составляющими центральный элемент человеко-машинного интерфейса».
Mercedes-Benz eActros успешно завершил двухлетний период тестовой и опытной эксплуатации в рамках программы «eActros innovation fleet». И готов для приобретения и использования, в том числе с тяжеловесными грузами. Здесь напомню, что он агрегатирован мостом ZF AVE-130 со ступичными мотор-генераторами, но грузовую версию от автобусной (кстати, применяемой и на электробусах ЛиАЗ и КАМАЗ) отличает иная форма балки и двухступенчатые ступичные редукторы. На дату написания настоящей статьи eActros доступен для заказа в вариантах с трех- и четырехсекционными накопителями (каждая секция по 105 кВт·ч). Машина оснащена системой быстрой зарядки: на «подъем» уровня с 20 до 80% требуется чуть более часа, но нужен ток в 400 А. Максимальный запас хода 400 км, тест: загрузка – частичная при распределительных перевозках (ритейл?), без прицепа, наружная t= +20 °C.

В целом список ассистентов совпадает с Actros L, за исключением ADA-2. Однако здесь добавлена так называемая «внешняя акустическая система». Поясню ее назначение. Традиционно (и для PR как чиновниками, так и «зелеными») утверждается, что достоинством электротранспорта является их сверхнизкий, близкий к нулю уровень шума во время движения. Однако в жилых зонах это делает такую технику опасной для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями, равно как и любителей ходить, уткнувшись в гаджет. Посему в соответствии с законодательными требованиями в ЕС электротранспорт оснащается специальными генераторами шума. Увы, не знаю, как «зазвучит» eActros (впрочем, релизы упоминают некий «тихий шум вентилятора»), но, как помнится, в Сёдертелье обещали, что их электрогрузовики во время движения будут издавать звук прославленного сканиевского V8.
Еще три модели, пока кратко:

Mercedes-Benz eEconic по конструкции и ряду агрегатов унифицирован с eActros’ом, хотя, как и дизельный вариант, его по-прежнему отличает кабина с низким входом и развитым остеклением. Из новинок: новая мультимедийная система, сочетающая в себе функции навигации и управления, необходимые для коммунального грузовика. У машины переработана климатическая система, а ветровое стекло Thermocontrol с нанопокрытием и обогревом предотвращает запотевание в любых условиях эксплуатации. Официальная премьера состоится на выставке IFAT’2022 в Мюнхене.

Mercedes-Benz eActros LongHaul разработан для регулярных маршрутов с дальностью возки около 500 километров на одной зарядке. По сравнению с обычным eActros этот результат достигается не увеличением числа (и массы) накопителей, а снижением энергопотребления. Например, за счет улучшения аэродинамики, а для магистральных перевозок она имеет значение.

■ Тягач на водородных топливных элементах, получивший условное обозначение Mercedes-Benz GenH2 Truck (прототип на иллюстрациях ниже), пока не готов обсуждать из-за недостатка технической информации. Разве что некоторые подробности: топливо – сжиженный водород, запас хода 1000 км и более. И цитата из релиза: «После тщательных испытаний доработанного прототипа, проводимых Mercedes-Benz Trucks с апреля 2021 года, первые испытания на <дорогах общего пользования> должны начаться до конца года. Тестирования клиентами намечены на 2023 год, а с 2027-го первые серийные грузовики GenH2 будут переданы клиентам».
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О CELLCENTIC
Такое название получило совместное предприятие с Volvo Group (образовано в марте 2021-го) по производству топливных элементов. СП планирует стать одним из ведущих мировых производителей топливных элементов, причем не только для техники двух компаний, но и для их дочерних подразделений и партнеров в ряде стран. Начало массового производства запланировано на 2025 год. В этом же контексте стоит упомянуть соглашение с Shell New Energies NL B.V. (май 2021-го), в рамках которого партнеры планируют создать «водородную» инфраструктуру в Европе для грузовиков на топливных элементах.

В качестве комментария. Автор этих строк с определенной осторожностью относится к водородным технологиям. Не буду в очередной раз упоминать опасность данного топлива, включая диапазон (в %) опасных концентраций гремучего газа и его тротиловый эквивалент. Равно как и потери в цепочке между началом производства и приводом колеса; особенности транспортировки и хранения сжиженного водорода и прочие «мелочи». Вроде отличий «зеленого» водорода от «серого», «розового» или «голубого», например, по уровню вредных выбросов при производстве.

На самом деле вопрос в другом. В этом году на страницах журнала «КТТ» (и на сайте ktt-magazine.ru) мы посвятили две статьи рекордам, поставленным электробусами при работе на маршрутах без подзарядки накопителей. И дважды это были цифры «более 500 км».
Да, пока вес их «батареек» порядка 4,0+ тонн, а для магистрального автопоезда это увеличение снаряженной массы > уменьшение коммерческой загрузки > сокращение доходности транспортного бизнеса.
Однако выше был упомянут 2039 год – дата, когда DTH планирует полностью перейти на выпуск грузовиков с нулевым уровнем вредных выбросов.
А какими через 18 лет будут пресловутые «батарейки» для магистральных тягачей? Размером с нынешний Power Bank или уже с «флешку»? Или, увы, водителю в карман они пока еще не будут помещаться?
А есть еще и технологии зарядки... Кроме «классики» (на стоянке) сегодня известны две, и обе «во время движения». Первая бесконтактная (работает, в частности, в Израиле), вторая – с подвесной контактной линией (опытные участки на автомагистралях в Швеции и Германии).

Разумеется, это лишь мое оценочное суждение, но все-таки считаю, что водород как топливо для грузовиков и автобусов – это тот случай, когда следует «торопиться медленно». Впрочем, мы отвлеклись от материалов «Shaping the Now and Next».
Слайд из доклада «Five facts about electric mobility and hydrogen» («Пять фактов об электрической мобильности и водороде»), автор Prof. Maximilian Fichtner, Helmholtz Institute Ulm (HIU), дата публикации 15.09.2021. Здесь «Energy loss» это потери энергии с момента её получения и до колеса автомобиля. «Overall efficiency» - дословно «общая эффективность». Подчеркну особо: к материалам «Shaping the Now and Next» данный документ отношения не имеет...
НОВЫЕ СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Техника с трехлучевой звездой (и иные марки компании, например Setra) всегда славилась подходом к обеспечению безопасности, как собственной, так и окружающих. Это, без сомнения, целенаправленная политика компании, которая в релизах и выступлениях руководителей всегда пытается продвигать свое видение безопасного движения, залогом которого в том числе является и безаварийное вождение. Если в качестве дополнения сюда добавить немного экономики, то, без сомнения, безаварийное вождение – это один из факторов, напрямую влияющих на повышение доходности транспортного бизнеса. Другие инструменты, вроде обучения водителей навыкам предусмотрительного вождения, оставим для обсуждения в следующий раз. А пока кратко новейшие системы активной безопасности, которые предлагаются для перечисленных выше грузовиков.

Sideguard Assist (опциональнодля Actros L). Система активной безопасности нового поколения не просто предупреждает водителя о движущихся пешеходах или велосипедистах в «слепой» зоне справа (пассивный режим), но и получила дополнительную функцию автоматического торможения – активный режим, который работает на скорости до 20 км/ч, причем до полной остановки автомобиля/автопоезда.

Active Drive Assist (ADA-2, опциональнодля Actros L). Эта система по набору возможностей очень похожа на адаптивный круиз-контроль. И она тоже помогает водителю автоматически поддерживать расстояние до впереди идущего автомобиля, включая его ускорения и замедления. Причем здесь еще и предусмотрена коррекция движения в полосе с учетом видимой разметки и радиусов поворота. Кроме того, ADA-2 оснащена подфункцией Emergency Stop Assist, инициирующей экстренное торможение в случаях, когда водитель прекращает воздействие на рулевое колесо, несмотря на аудиовизуальные предупреждения.

Небольшая ремарка. Автору приходилось ездить с активированным Distronic’ом – адаптивным круиз-контролем. Учитывая, что «крайний раз» это случилось летом 2019 года в Штутгарте, возьму на себя смелость утверждать, что тот был достаточно «свежей» версии. Однако, как помнится, там проблемой была «потеря» впереди идущего автомобиля в повороте, причем, как пояснили на инструктаже: «Угол обзора переднего радара ограничен. Однако увеличить его нельзя, иначе система будет реагировать на изменения ситуации в соседних полосах движения». Так вот, похоже, судя по описанию, на ADA-2 эта проблема решена: надеюсь, вы обратили внимание на фразу «...в полосе с учетом видимой разметки и радиусов поворота»...

Active Brake Assist (ABA-5). С этой системой экстренного торможения при опасном сокращении дистанции до обнаруженного впереди объекта, думаю, знакомы все. Но не все помнят, что начиная с АВА-3 система стала использовать два алгоритма работы. В общем случае: предупредительный сигнал → водитель не реагирует → «предторможение» (частичное, фактически замедление, основная и вспомогательные системы используются примерно на 30%) → водитель не реагирует → экстренное торможение до полной остановки. Так вот, припоминаю, что на АВА-3 при обнаружении пешеходов, а к ним относились условные «малоразмерные» объекты, движущиеся со скоростью до 8 км/ч, режим «предторможения» исключался. Теперь, судя по описанию, на АВА 5 для обнаружения «малоразмерных» объектов используется камера и радар, но их скорость может достигать 50 км/ч (включены средства индивидуальной мобильности?), а после полной остановки грузовика автоматически активируется стояночный тормоз.

Это лишь три примера систем активной безопасности, и только для Actros L. Описать весь функционал флагмана в подробностях, с собственным опытом и коллег из редакции, разумеется, по сравнению с предыдущими поколениями, да еще с комментариями тренинг-инструкторов DTH, виноват, непосильная задача.

НЕМНОГО О ТРАНСПОРТНОМ БИЗНЕСЕ
Daimler Truck Holding AG, чтобы помочь максимально эффективно использовать свои грузовики, через свои онлайн-сервисы и пользовательские приложения предоставляет клиентам большое количество услуг.

Например, Fleetboard, который на уровне мелких, средних и крупных транспортных предприятий, позволяет создавать интеллектуальные сети, включающие в себя не только водителей и автомобили, но и всю инфраструктуру, включая технический сервис (сторонний или собственный), а в последнем случае еще и управление складскими запасами. Все это способствует оптимизации расходов, снижению износа и увеличению коэффициента использования транспортного средства.

Другой пример - Truck Data Centre (TDC) это центральный элемент Fleetboard и служит основой для решений подключенных ТС. Его модуль связи получает данные от датчиков, камер и устройств рулевого управления в грузовике и анализирует их для ряда приложений. Более того, TDC является ключевым не только для Fleetboard, но и для Mercedes-Benz Uptime, службы, обеспечивающей постоянное повышение готовности ТС. Упомянутая служба включает в себя все важные данные об автомобиле: от давления в шинах до двигателя, а теперь и о состоянии аккумулятора.
Со
гласно «духу времени» она была модифицирована и дополнительно включает более чем 100 специальных протоколов для электромобилей. К примеру, появилась функция постоянного контроля процессов заряд/разряд или история нагрузок по току разряда бортового накопителя. Отмечу, вся информация уже доступна через новый облачный портал для клиентов. Иными словами, услуга диагностики бортовых систем и агрегатов, равно как и упреждающего ТО, фактически уже получила адаптацию к перспективным грузовикам Mercedes-Benz.

Также усовершенствованы и сервисные контракты. Для примера упомяну Mercedes-Benz Complete Mile. Как и обычный MB Complete, он охватывает все работы, включая замену изнашиваемых деталей. Но здесь ежемесячная оплата зависит от количества фактически пройденных километров. Новая платформа My Truck Point by Mercedes-Benz предлагает полный обзор существующих сервисных контрактов, предложений дилеров и сервисных партнеров, позволяет оптимизировать заказы на запчасти, контрольные проверки и техническое обслуживание. Фактически владельцы техники получили мощный инструмент для оптимизации управления автопарком.
***

На этом мы завершим обсуждение материалов «Shaping the Now and Next».

Впрочем наша короткая справка:
В «довоенном»/ «доКОВИДном» 2019 году мировой выпуск Daimler Trucks & Buses (разумеется с дочерними компаниями) составил порядка 500 тысяч грузовиков и автобусов.■