СТО

ТОПЛИВНАЯ

АППАРАТУРА

DENSO –

КАК И

ЧЕМ

РЕМОНТИРОВАТЬ?


Система питания

дизельных двигателей

СТО

ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА DENSO – КАК И ЧЕМ РЕМОНТИРОВАТЬ?

Система питания дизельных двигателей

Надежная, обладающая приличным ресурсом, но способная доставить массу проблем в ремонте – именно так можно охарактеризовать топливную аппаратуру фирмы «Denso». Почему это так, ответим вместе со специалистами сервисного центра Diesel-PRO.

Мирон Семенов, фото автора

Как мы уже неоднократно отмечали в своих статьях, посвященных ремонту агрегатов систем питания дизельных двигателей коммерческих автомобилей, проблемы, созданные санкциями, на сегодняшний день либо успешно решены, либо находятся на финальной стадии их решения. Так, специализированные ремонтные организации и продавцы запасных частей смогли найти пути поставки необходимых для ремонта агрегатов систем питания оригинальных деталей в обход санкций, а также нарастить объемы завоза их аналогов от альтернативных производителей. Созданы достаточные запасы по самым востребованным номенклатурным позициям. Даже если и произойдут сбои в логистике, ремонт топливной аппаратуры не прекратится.

Успешно преодолены препоны, возникшие из-за ограничения доступа к оригинальному программному обеспечению, необходимому для нормальной работы стендов, на которых проводится тестирование и настройка агрегатов, присвоение им оригинальных кодов для их регистрации в блоках управления. Благодаря отечественным программистам дорогостоящие стенды Bosch и Delphi, в покупку которых специализированные мастерские вложили миллионы рублей, продолжают работать.
Denso – надежность легендарной Toyota
Однако есть топливные системы, которые все ещё доставляют своим владельцам и ремонтникам проблемы. И, как это ни удивительно, одной из таких оказалась топливная аппаратура японской Denso. Напомним, её устанавливают на свои дизельные двигатели автопроизводители из Японии, Кореи, а также используют некоторые европейские компании.

Владельцы грузовиков Hino и Hyundai подтвердят: к качеству насосов высокого давления и форсунок топливной системы Denso у них претензий нет. Впрочем, как и к их ресурсу. Он большой.

Японские дизели с японской топливной аппаратурой демонстрируют великолепные показатели по надежности и ресурсу, но ровно до первой заправки некачественным топливом

Но все вышесказанное справедливо при одном условии: агрегаты (насос и форсунки) работают на качественном топливе, которое гарантирует смазку прецизионных пар и не провоцирует их коррозию.

А вот с этим, как известно, у нас все ещё есть проблемы. В ряде регионов они довольно серьезные, несмотря на ужесточение контроля со стороны государственных инспекций и различных частных организаций. Увы, но даже заправка машин на брендовых АЗС не гарантирует того, что агрегаты топливных систем будут находиться под защитой. А если рассматривать заправочные станции, не относящиеся к сетевым, принадлежащим известным нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим брендам, то риски повреждения топливной аппаратуры возрастают кратно.

Как показывает ремонтная практика, даже применение качественных топливных фильтров при регламентном техническом обслуживании автомобиля проблему не решает. Фильтры всего лишь отсекают загрязнения и воду, но не оказывают влияния на состав дизельного топлива.

Топливный фильтр спасает от загрязнений в топливе, но бессилен перед «сухой» соляркой

Заправка бака ценой более 300 000 рублей!
То, что даже хваленая японская техника может внезапно сломаться и нанести своему владельцу весомые финансовые потери, в очередной раз нашло свое подтверждение в практике одного подмосковного автотранспортного предприятия, на балансе которого стоят грузовики Hino.

Подбор запасных частей по номеру насоса и QR-коду разочарует скудностью

По этическим соображениям мы не озвучиваем имя организации. Дело было так. На относительно новом Hino 500, водитель которого заправил машину на АЗС, предлагавшей топливо по привлекательной цене, вышла из строя система питания. Причем произошло это внезапно, а выражалось в том, что после нажатия водителем на педаль акселератора дизель резко потерял обороты и заглох. Дело было на трассе, и очень повезло, что аварийная остановка машины на проезжей части не стала причиной дорожно-транспортного происшествия.
Сухое, но не вино
Оговоримся сразу. Виной всему стало некачественное топливо. Однако ни о какой криминальной схеме, связанной с разбавлением солярки печным топливом, дешевыми растворителями, прочими продуктами нефтехимии, которые используются для удешевления «дизеля», речи не идет. Топливо, которое было залито в бак фигурирующего в нашей истории грузовика, имело в своем составе недостаточное количество смазывающих компонентов, которые должны вводиться в него на стадии производства. Речь идет о так называемой «сухой» солярке. Именно из-за отсутствия этих самых смазывающих присадок прецизионные пары работают в условиях повышенного трения, что приводит к их ускоренному износу, а также является причиной перегрева и последующего заклинивания.
Уникальная конструкция – удорожание ремонта
Именно так и произошло с топливным насосом высокого давления, у которого практически одновременно из-за сухого трения в насосных секциях, а также попадания в них мелкодисперсной металлической стружки из подкачивающей секции заклинило и оборвало плунжеры.

Обрыв плунжеров насосных секций произошел из-за их заклинивания при резком наборе оборотов двигателя. Повреждение корпуса насоса означает списание всего агрегата

Это и стало причиной прекращения подачи топлива в рампу и остановки двигателя. Казалось бы, можно просто перебрать ТНВД и отделаться малой кровью. Но в отношении агрегатов Denso для Hino данный принцип, увы, неприменим.

Начнем с того, что рассматриваемые нами топливные насосы высокого давления имеют оригинальную конструкцию подкачивающей секции, которую, внимание (!), невозможно приобрести как отдельную запасную часть. Увы, но и её аналогов в продуктовых портфелях производителей альтернативных запасных частей также нет. И это очень плохо, так как именно этот элемент конструкции ТНВД в большинстве случаев является виновником аварийного выхода агрегата из строя.

Дело в том, что подкачивающая секция очень чувствительна к качеству топлива. Если оно имеет в своем составе недостаточное количество смазывающих компонентов, загрязнено, разбавлено водой и т.д., то происходит интенсивный износ её элементов.

Крышка подкачивающей секции со следами износа – а вот и источник металлической стружки. Сетчатый фильтр, установленный в насосе, увы, не спасает от металлической стружки

Мелкодисперсная стружка беспрепятственно проникает в прецизионные пары насосных секций, провоцируя их износ и последующее заклинивание. Аналогичная ситуация происходит и с форсунками. А раз нет возможности вовремя заменить подкачивающую секцию, то и качественно отремонтировать насос, гарантируя сколь-либо приемлемый его ресурс, невозможно в принципе.
Запчасти по минимуму
При этом говорить о том, что для топливной аппаратуры Denso нет вообще никаких запасных частей, было бы неправильно. Например, в продаже предлагаются оригинальные ремонтные комплекты для ТНВД и форсунок. Вот только для Hino состоят они в основном из прокладок, уплотнений, колец и датчиков и включают не все ответственные элементы, от которых, собственно говоря, и зависит правильная работа агрегатов. При этом в продаже предлагаются дозирующие блоки, и даже кулачковый вал присутствует в каталогах как отдельная деталь, которую теоретически можно заказать. Иными словами, ремонт агрегатов топливной аппаратуры для Hino – это в большинстве случаев компромисс, связанный с применением обходных технологий и потерей надежности и ресурса перебранного агрегата.

Однако часто иного пути просто нет, так как новый насос рассматриваемой нами модели стоит более 200 000 рублей. Для малых транспортных компаний и тем более частных владельцев грузовиков это большая сумма. В итоге мастерские ведутся на уговоры клиентов и выполняют ремонт агрегатов по обходным технологиям, что обходится в 80-100 тыс. руб. Проблема решается, но ресурс не соответствует новому изделию. Судите сами, если уже начавшую изнашиваться подкачивающую секцию не заменить новой, то она продолжит генерировать металлическую стружку, выбрасывая её в систему питания и уничтожая прецизионные пары.

Итак, делаем крайне неприятное для всех владельцев грузовиков Hino заключение. Качественный ремонт агрегатов невозможен ввиду отсутствия полного перечня необходимых для его проведения запасных частей. Еще раз подчеркнем, проблема доступности деталей касается как оригинала, так и альтернативы. Мелочевку в виде сальников, прокладок, уплотнений и ряда крепежных элементов, которые производят, например, некоторые компании в Турции, в расчет не принимаем. Они не решают проблему ремонта агрегатов в целом.
Агрегаты б/у – не решение проблемы
Как это ни прискорбно, но по агрегатам топливных систем нет выбора и по бывшим в эксплуатации запасным частям. То, что есть в наличии на «разборках», не может закрыть даже малой части потребности. Да и каково состояние бывших в эксплуатации насосов и форсунок – большой вопрос. Как показывает практика, после разборки силового агрегата их передают на склад, не проводя должным образом консервацию. Стоит ли удивляться тому, что уже через 30-40 дней хранения на поверхностях прецизионных пар образуется коррозия, что фактически аннулирует их ценность как запчастей.

При установке нового насоса важно не забыть промыть рампу! Впрочем, как и всю топливную систему, включая бак. Если этого не сделать, металлическая стружка выведет из строя и новый агрегат. При повреждении ТНВД продуктами износа подкачивающей секции автоматически под удар попадают и форсунки

Покупка новых агрегатов – единственный выход
Теперь хотим дать совет, что делать всем перевозчикам, которые имеют на балансе своих парков грузовики с дизельными моторами. Постараться создать обменный фонд по агрегатам систем питания. Это позволит оперативно проводить ремонт подвижного состава и не допускать его простоя. Работающая машина зарабатывает деньги, следовательно, она отработает затраты на её ремонт. Многие компании держат на своих небольших складах запас моторного масла, фильтров, колодок, шин и прочих ходовых запасных частей для оперативного обслуживания. Так почему бы не иметь среди них комплект топливной аппаратуры, чтобы в случае поломки не ждать очереди в Дизель Сервисе? Загрузка ремонтных мастерских растет пропорционально увеличению цен на новые запчасти и автомобили, поэтому рассчитывать в ближайшее время на оперативный ремонт у профессиональных ремонтников легкомысленно.