Между рейсами

SAUDIDAKAR'2022

«Cпорт без политики» – увы, не получилось...

Между рейсами

SAUDIDAKAR'2022

«Cпорт без политики» – увы, не получилось...

Алексей Самойлов, фото с сайтов команд-участниц

Как известно, в 2020 году знаменитый ралли-марафон поменял дислокацию и из Южной Америки переместился на Аравийский полуостров, в пески Саудовской Аравии. Здешние маршруты имеют свою специфику, но, по мнению организаторов, должны были стать своеобразным возвращением к истокам дюнам и пескам Западной Африки. Косвенным тому подтверждением стал и стартовый лист ралли-марафона, в котором оказалось очень много участников тех, почти забытых гонок. И, увы, в этот раз «политики» было более чем достаточно. Но обо всем по порядку.
Впервые в истории 44-й Dakar получил титульный статус и проходил в рамках чемпионата мира по ралли-рейдам под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA). Конечно, это хорошо для организаторов и акционеров (саудовских шейхов?), но, как оказалось, не совсем хорошо для команд-участниц, причем лидеров гонки.
Про ситуацию вокруг «МАЗ-СПОРТавто» читайте в рубрике «Мимоездом», однако пострадал еще и наш «КАМАЗ-мастер».
Ибо в этот раз санкции ВАДА запретили команде использовать государственную символику, а значит, российский триколор остался только на номерных знаках наших грузовиков.
Напомню: попытки любой ценой остановить/притормозить «Синюю Армаду» (так неофициально называется наша команда) это давняя традиция на гонках дакаровской серии. Или хотя бы, как в этот раз, добавить горечи во вкус победы. Впрочем, политика не наша тема, да и мужики из Челнов, вообще-то, «не ломаются/не гнутся» порода там такая, камазовская.
Простите, мы отвлеклись, далее только гонка.
Dakar’2022 – маршрут
Карту мы публикуем. И, как всегда, изменение направления движения – в этом году по часовой стрелке. В целом, как сообщали СМИ, было обновлено более 80% маршрута. А из 12 этапов три, включая марафон, были полностью «песчаными». Общая протяженность маршрута ралли составила 8375 км, включая 4145 км спецучастков (далее – СУ), на которые пришлось 49,5% маршрута – чуть менее половины. Только СУ четвертого этапа имел протяженность 465 км, и еще один – VII этап – 401 км (больше 400).

Для справки:
Dakar'2021 – маршрут был короче на 728 км, но протяженность СУ оказалась больше на 694 км (здесь СУ – 62,3% маршрута). Пять этапов из 12 имели протяженность СУ более 450 км, в том числе XI этап – 511 км.
Dakar'2020 (vs Dakar'2022) был короче на 875 км, но протяженность СУ оказалась больше на 505 км (СУ – 61,0% маршрута). Самый длинный СУ имел протяженность 546 км.

Автор далек от мысли, что сокращение протяженности СУ сделало нынешнюю гонку проще. Только дело в том, что лиазоны вполне себе увеличивают усталость экипажей и сокращают ресурс агрегатной базы автомобилей. Организаторы нашли выход – это кольцевые маршруты, когда старт и финиш примерно совпадают. Нынче таких было пять: это этапы Ib, V, VI, IX и XI. Но тем не менее, судя по цифрам, лиазонов в 2022 году получилось заметно больше, чем ранее, – фактически более половины гонки...

«КАМАЗ-мастер» на Дакаре.

Кто знает, а может, однажды их потомкам будет сказано:

«Заправлены в планшеты космические карты,

И штурман проверяет последний раз маршрут...»

Стартовая решетка
Изначально, судя по стартовым номерам, на гонку в восьми категориях было заявлено 547 транспортных средств (в 2021 году – 321). Максимальное число участников было зафиксировано в категориях «Bike» (мотоциклы) – 141 участник против (vs = годом ранее) 101; «Dakar Classic» – 137 vs 24; «Car» (внедорожники) – 89 vs 64. В категории «Truck» (грузовики) на старте гонки было заявлено 57 машин с экипажами против 44 в 2021 году.

Наша традиционная тема – категория «Truck». Прежде всего, круговая диаграмма с марками грузовиков и их числом в стартовом листе. Среди привычных, видимо, стоит особо отметить HINO 600-Hybrid и Renault C460 Hybrid (здесь и далее написание марок и моделей из стартового листа – не судите строго). На мой взгляд, концепция этих автомобилей должна быть понятна: гибридная трансмиссия с параллельными потоками мощности, большие накопители (как в последовательной схеме) не нужны, значит, снаряженная масса автомобиля лишь чуть-чуть увеличивается. Но благодаря электроприводу максимальный момент «сразу», буквально с первого нажатия на педаль газа. Примерно то же будет происходить и при обгоне. Впрочем, пока, судя по результатам в квалификации, эти особенности машин пилотам реализовать не удалось.





Марки грузовиков и

их число

в стартовом листе

ралли Dakar'2022


Здесь не могу не упомянуть загадочный грузовик, обозначенный в стартовом листе как «International Scania LoneStar». Впрочем, предположу, что здесь все просто: команда «DakarSpeed» (Нидерланды) уже пыталась выступать на капотнике Scania. И все предыдущие попытки трудно назвать удачными. В этот раз ее участники почему-то решили, что для того, чтобы вырваться из «черной полосы», надо на то же шасси «прикрутить» кабину и оперение капота от американского тягача International LoneStar. Но и это не помогло – неудача постигла команду на VII этапе (опрокидывание и дисквалификация).

И еще один момент. Команда «КАМАЗ-мастер» выставила на гонку четыре грузовика: три «боевых» плюс одну «быструю техничку». Основной конкурент – Petronas Team De Rooy Iveco – три машины. И еще одну в этот раз – его «дочерняя» (спонсируемая?) Mammoent RallySport Team De Rooy Iveco. Один из признанных экспертов по строительству раллийных машин и тюнингу агрегатов – чешская команда «Tatra Buggyra Racing» – две машины...

При этом малоизвестная Team Boucou – пять (причем разных марок!). Команда «South Racing Service» и Team SSP – по три грузовика (тоже разных марок), и в стартовом листе есть еще примеры. Автор нашел сайты некоторых команд и изучил их... «коммерческое предложение». Так вот, похоже, это очередная новация организаторов, которую оценили околоспортивные коммерсанты. Пожалуй, ее можно обозначить термином «дакартракшеринг» (не шучу). Причем в пакетном предложении есть даже услуги ассистанс, как на трассе, так и на бивуаках.

А хорошо ли это? Спорный вопрос, согласитесь, если вспомнить некоторые фрагменты дакаровской жизни Айрата Мардеева и других пилотов нашей команды. Могу припомнить еще Терухито Сугавару, Мартина Мацика, Алеша Лопрайса, Томаша Томичека и многих других, кому между финишем и следующим стартом приходится много (и долго) работать, иногда даже продолжая дело отцов, и лишь для того, чтобы опять пересечь стартовую линию.
С Т О П - К А Д Р


Немного экзотики:

International Scania LoneStar (№ 523)

Ни в коем случае Dakar не может быть гонкой только для элиты и профессионалов автоспорта, но все-таки, согласитесь, между F1 и каршерингом – пропасть, и агрегаторы, к счастью, пока не догадались предлагать свои услуги и там.

Так, может, и здесь не стоит гнаться за числом участников?

Тем более в этот раз из 51 на старте 1а финишную черту XII этапа пресекли всего 33 участника (примерно 2/3)...
Причем последний отстал от победителя гонки на... 139 часов 12 минут (хотя в основном за счет штрафного времени в 92:17:00). Для оценки порядка цифр: Дмитрий Сотников на весь маршрут затратил 41:37:34, имея всего одну минуту штрафного времени.
«КАМАЗ-мастер» и соперники
Уже традиционно наша команда привезла на Аравийский полуостров четыре спортивных грузовика. Два – это проверенные временем КАМАЗ-43509, и еще два новых КАМАЗ-435091 семейства К5. На последних выступали экипажи действующего чемпиона «Дакара» Дмитрия Сотникова (на момент старта) и пятикратного победителя ралли-марафона Эдуарда Николаева.

Таким образом, в стартовом листе:

■ бортовой № 500: пилот Дмитрий Сотников – штурман Руслан Ахмадеев – механик Ильгиз Ахметзянов;
■ № 501: Антон Шибалов – Дмитрий Никитин – Иван Татаринов;
■ № 505: Эдуард Николаев – Евгений Яковлев – Владимир Рыбаков;
■ № 509 Андрей Каргинов – Андрей Мокеев – Иван Мальков.
Далее соперники...

Перед стартом высоко оценивался потенциал чеха Мартина Мацика (Big Shock Racing). Более того, как выяснилось, команда построила два новых грузовика, но в последний момент по неким причинам Мацик принял решение стартовать на прошлогодней машине. А на новой (она отличается улучшенной подвеской и развесовкой, увеличенной базой, несколько иной компоновкой) стартовал еще один чешский пилот, Мартин Солтис (ранее выступал за Tatra Buggyra Racing: Dakar’2018 – 12-е место, 2020 – 11-е, 2021 – 10-е; Dakar’2019 – сход с дистанции на VIII этапе).

Также после пропуска прошлогодней гонки на старт вышла Petronas Team De Rooy Iveco со своей «дочерней» Mammoent RallySport Team De Rooy Iveco. Впрочем, если заглянуть в стартовый лист, то опытными дакаровскими пилотами можно считать лишь Януса ван Кастерена и Мартина ван ден Бринка (оцените их результаты по публикуемым таблицам).

Возникает вопрос: а где сам Де Рой?
По официальной информации, опять занял пост менеджера команды.
По неофициальной – Petronas Team De Rooy Iveco при технической поддержке Allison Transmission готовит новый грузовик. Шасси IVECO, а вот мосты со ступичными мотор-генераторами. Модель предположительно AXE 100D: допустимая нагрузка 10 тонн, максимальный момент 40 тысяч Ньютонов при 400 кВт (536 л.с.) «номинальных» и 550 кВт (738 л.с.) «пиковых». Видимо, в данном случае речь идет о гибридной силовой линии, и вероятней всего, с последовательной (!) передачей мощности.
Учитывая дакаровские тенденции, а организаторы на полном серьезе упоминают слоган «Low-Emission Vehicles – for all Categories», можно предположить, что IVECO предложит и интересный экологичный двигатель, на первый раз, например, работающий на сжиженном природном газе. Понятно, что для привода генератора 4-5 литров объема будет достаточно.
Единственный момент – колесная формула. В «аллисоновской» линейке AХE Series нет моста с управляемыми колесами. И у конкурентов я не припомню агрегата такого типа под осевую нагрузку хотя бы в 9,0 тонн. Пикап Илона Маска? Но там не ступичные мотор-колеса, да и машинка небольшая. Более того, у спортивного грузовика подвеска длинноходовая, а кроме кабелей высокого напряжения нужны еще и шланги системы охлаждения. А потом со всем «этим багажом» по пересеченной местности и на хорошей скорости...
Если кто придумает такой мост пишите в адрес редакции (с разрешения главного редактора это будет тема номера).

Мартин Мацик и некоторые члены команды «Big Shock Racing»...

Непременный участник гонок дакаровской серии Алеш Лопрайс с экипажем и его Praga (которая на самом деле Tatra, но не важно)

На этом можно было бы и закончить, разве что еще два грузовика. Терухито Сугавара (на Dakar’e с 1999 года, Hino Team Sugawara) пилотировал капотный грузовик, оснащенный новой силовой установкой: рядная «шестерка» (8,9 л, 789 л.с.) плюс мотор-генератор 375 кВт (510 л.с.). Упоминание в описании грузовика еще и 6-ступенчатой АКП подчеркивает, что здесь была использована схема с параллельными потоками мощности.
Еще один гибрид пилотировал Герт Хузинг (Riwald Dakar Team), но по этой машине, кроме того что это Renault, технических подробностей нет...

Терухито Сугавара (в центре) с экипажем – в этот раз был грузовик, оснащенный новой силовой установкой: рядная «шестерка 8,9 л – 789 л.с. плюс мотор-генератор 375 кВт (≈276 л.с.)

На X этапе гибридный Renault Герта Хузинка (№ 516), разогнавшись на спуске, не сумел перелететь следующую дюну и в результате удара о гребень умудрился разорвать (!) лонжероны рамы прямо за кабиной...

ОДНАЖДЫ ОНИ ВЕРНУТСЯ И ПОБЕДЯТ!
«В последних числах ноября 2021 года дирекция организаторов ралли, французской компании «ASO», уведомила спортивную команду «МАЗ-СПОРТавто» о недопуске к погрузке техники на паром и участию в ралли-рейде «Дакар-2022». 28 ноября организаторы провели пресс-конференцию, после которой из списка участников были исключены экипажи № 502 под управлением Сергея Вязовича, № 507 Алексея Вишневского и № 517 Александра Василевского. Отметим, что эти пилоты в этом году внесены в список приоритета FIA-2022.

На запрос команды и Белорусской автомобильной федерации о причинах недопуска экипажей «МАЗ-СПОРТавто» к гонке 1 декабря был получен официальный ответ, в котором организаторы ралли объявили о невозможности допуска белорусской команды к гонке, ссылаясь на Постановление ЕС, где указывается, что «никакие средства или экономические ресурсы не могут быть прямо или косвенно доступны физическим или юридическим лицам, организациям или корпорациям, находящимся в списке лиц и организаций (куда включен и Минский автомобильный завод), в отношении которых применяются ограничительные меры». Организаторы ралли пояснили, что данное постановление применяется к любому юридическому лицу, организации или корпорации и в отношении любого бизнеса, полностью или частично осуществляемого в пределах союза, как в случае с ASO.

«Участие команды МАЗ в ралли «Дакар» представляет для Минского автомобильного завода возможность рекламы автомобилей своей марки, которая может способствовать увеличению товарооборота и прибыли на зарубежных рынках. Все эти автомобили предназначены для участия в международном ралли со всей необходимой технической помощью и продвижением данной деятельности, и поэтому участие будет соответствовать понятию экономических ресурсов, как это определено правилами Европейского союза», – пояснил Шарль Кюпер, координатор по работе с участниками ралли «Дакар».

Таким образом, одна из лидирующих команд мира по ралли-рейдам, «МАЗ-СПОРТавто», три экипажа которой должны были выступить на ралли-рейде «Дакар-2022» уже в 11-й раз, оказалась под политическим давлением со стороны Европейского союза».

По материалам сайта http://maz.by
Информация с этапов
Подробные отчеты о ходе гонке традиционно публикуются на официальном сайте dakar.com, не менее подробные, правда по категории грузовиков, можно найти на официальном сайте команды «КАМАЗ-мастер». Посему мы не будем повторяться, а сразу обратимся к результатам и попробуем их осторожно проанализировать.

Начнем с диаграммы «Средняя скорость на этапах». Она рассчитана с учетом протяженности СУ и времени победителя этапа на его финише по официальном протоколу. Разумеется, маршруты гонок различаются, тем не менее диаграмма косвенно позволяет определить сравнительные особенности трассы и борьбы на этапах.

Таким образом, на Dakar'2022 средняя скорость победителя этапов составила 90,34 км/ч. Причем на четырех из 12 она превышала 100 км/ч, а рекорд был поставлен на X – 114,2 км/ч. Для сравнения: 2021 год – средняя 97,85 км/ч, шесть этапов «быстрее» 100, рекорд – 109,4 км/ч. 2020 год соответственно: 94,56 км/ч – шесть этапов – 108,7 км/ч.

Уточнение по VI этапу. В данном случае экипажам на внедорожниках и грузовиках предложили повторить маршрут, по которому днем ранее проехали представители категорий мото и квадро. Однако гонка была фактически остановлена на первой нейтрализации из-за состояния трассы: после проливных дождей, проезда гонщиков накануне, а в день старта еще и внедорожников и багги, она стала практически непроходимой. Посему результаты были зафиксированы на основе тайминга, полученного на 101-м километре – на первой контрольной точке. В протоколе почему-то указано время прохождения всего этапа – у победителя Андрея Каргинова 03:16:16. Но тогда его скорость 30,5 км/ч, чего быть не может по определению. Посему VI этап гонки 2022 года на графике не указан, однако в большой итоговой таблице результаты по протоколу сохранены.
С Т О П - К А Д Р
Этот странный автомобиль (и не макет) был замечен на трассе. В стартовом листе и протоколах он не упоминается, бортовой номер отсутствует.

Единственная подробность – подпись под фотографией на сайте dakar.com:

«Hydrogen truck action during the Stage 11 of the Dakar Rally 2022 around Bisha, on January 13th 2022 in Bisha, Saudi Arabia © Frédéric Le Floch / DPPI».

Надо пояснять, что означает «Hydrogen truck»?
И что подразумевает уточнение «Stage 11 of the Dakar Rally 2022»?

Далее о самих этапах. Мы не будем пересказывать все официальные протоколы и неофициальные мнения (первоисточники указаны выше), но подчеркну, что в целом маршрут пилотам понравился, хотя было сочетание жесткого песчаника, дюн и каменистых участков. Для непосвященных несколько странно звучит упоминание проливных дождей в Аравийской пустыне, но, оказывается, в январе они не редкость. Правда, в отличие от Южной Америки, здесь этапы целиком отменять не пришлось (только для категории Dakar Classic). Другое дело II этап – вместо марафонского (обслуживание на стоянке только силами экипажей) прошел по обычным правилам, а бивуак в Аль-Артавии вообще затопило.

Проблемы, с которыми столкнулись наши экипажи, были по большому счету привычными: проколы колес (причем пару раз сразу двух, однажды даже одновременно и по диагонали), небольшие проблемы с ориентированием и поиском контрольных точек. Пожалуй, только два момента. На III этапе на очень высокой скорости грузовик Эдуарда Николаева зацепил дерево, не обозначенное в легенде, что привело к повреждению ветрового стекла. А чуть позже на его машине произошел обрыв рулевого демпфера, причем его часть разорвала шину. Но так как неприятность случилась за 17-18 км до финиша (по оценке пилота), после краткого ремонта удалось финишировать без существенной потери времени. Еще одна неприятность произошла на IV этапе с грузовиком Андрея Каргинова – начались проблемы с блоком управления АКП Allison: машина не могла разогнаться более 115 км/ч, и фиксировалось самопроизвольное переключение передач. КАМАЗ № 509 все-таки самостоятельно доехал до финиша, правда, там он оказался 18-м. Кстати, за всю гонку это был единственный случай, когда наш грузовик не попал в «десятку». На XII этапе у грузовика Антона Шибалова возникли технические сложности с выхлопной системой. Причиной лопнувшей трубы глушителя, скорее всего, стали сильное бездорожье и тряска. Подручных средств хватило, чтобы закрепить поврежденный элемент, но это сказалось на времени и последующем темпе пилота. По большому счету это все.

А вот у наших конкурентов проблем было заметно больше. Так, на VIII этапе IVECO Януса ван Кастерена (№ 504) лег на бок. На X этапе гибридный Renault Герта Хузинка (№ 516), разогнавшись на спуске, не сумел перелететь следующий гребень и умудрился разорвать (!) лонжероны рамы прямо за кабиной. На этом же этапе и тоже после прыжка едва не закончила гонку Praga Алеша Лопрайса (№ 508). До этого момента он был четвертым в генеральной квалификации, но из-за поломки («и отсутствия оригинальных запчастей» из новости на сайте команды) сразу сместился на 23-е место и оказался лишь 21-м на финише ралли. Думаю, вам будет интересна судьба экзотического грузовика International Scania LoneStar (№ 523). К сожалению, из-за опрокидывания эта машина завершила гонку на VII этапе.

Подиум опять наш! И опять – весь!

Комментарии к итоговой таблице:

Протяженность СУ на основании данных с сайта kamazmaster.ru (есть незначительные отличия от иных источников).

Красным цветом выделены результаты победителя гонки: КАМАЗ, бортовой № 500, пилот Дмитрий Сотников, команда «КАМАЗ-мастер». Зеленым - результаты на этапах остальных наших экипажей. Желтым выделены результаты ближайшего зарубежного соперника на финише гонки: борт 504 - Petronas Team DeRooy Iveco, грузовик Iveco PowerStar, пилот Janus Van Kasteren (Нидерланды). Из его досье: 2020 год - категория «Truck», шестое место в квалификации, 2019-й - сошел с дистанции на 10 этапе, в 2018-м - на 11-м...

Некоторые сокращения и упрощения:
■ Бортовой № 523 (этапы III, IV и V, 9-й результат) обозначен как «Inter-S». В стартовом листе указано полное название модели грузовика: «International Scania LoneStar».
■ Фамилии голландских пилотов: сокращение «V.» - от префикса «Van» и, например, «V. Kasteren» следует читать как «Van Kasteren». По аналогии: «V-D.» это от «Van Den». Отсюда (еще пример) «V-D. Brink» следует читать как «Van Den Brink».
■ На X этапе 9-й результат - Iveco Powerstar (борт 506), Mammoet RallySport Team DeRooy Iveco, пилот V-D. Brink (это Martin Van Den Brink). 10-й результат: Iveco Powerstar (борт 524), Petronas Team DeRooy Iveco, пилот V-D. Brink-j. В данном контексте: «j» это «Junior» = «младший», а полное имя пилота Mitchel Van Den Brink
***
На официальном сайте гонки можно найти видеопрезентацию ралли на Аравийском полуострове. На одном из кадров с хештегом #DakarFuture приведен очень интересный график (перевод, думаю, не нужен):
2021 – Thermal Car → 2022 – Electric/Hybrid Car → 2023 – Electric/Hydrogen Car → 2026 – Electric/ Hydrogen Car: for Priority Drivers...

Здравствуй, «о дивный новый мир»!




МИМОЕЗДОМ
О ПЕРСПЕКТИВАХ DAKAR’А

Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»:
«Международная и Российская автомобильные федерации активно <...движутся в направлении «зеленых технологий» и...> стимулируют нас. Генеральным директором завода Сергеем Анатольевичем Когогиным утверждена пятилетняя программа развития. На первом этапе: создание гибридного спортивного КАМАЗа, где двигатель внутреннего сгорания будет сочетаться с электрической силовой установкой. Энергия от генератора и батареи будет питать электродвигатели привода переднего и заднего мостов. Таким образом, у нас будет отработана электрическая трансмиссия и система управления. Второй этап – внедрение топливных элементов на водороде, то есть мы заменим силовую установку на биодизеле на водородную».
Согласно «дорожной карте», организаторы «Дакара» с 2023 года будут поощрять участников, использующих биотопливо, а уже с 2030-го участие в гонке будет ограничено легковыми и грузовыми автомобилями с низким уровнем выбросов. Директор ралли-марафона Давид Кастера, в свою очередь, заметил, что эта новая эра соответствует духу времени и позволит развивать <этот> вид спорта более экологично.

По материалам сайта kamazmaster.ru
МИМОЕЗДОМ
В качестве иллюстрации анонса материала о Dakar’2022 («КТТ» № 6/2021) мы опубликовали фото картины Светланы Якимчевой, автомобильного художника, на которой изображен нашумевший в свое время эпизод столкновения раллийного КАМАЗа с вертолетом съемочной группы. Светлана – участник многочисленных выставок, автомобильных мероприятий и фестивалей. В том числе выставок в музее современного искусства Эрарта и автомузея Ника Панули (Сочи Автодром). Широко известна в автоспортивных кругах.

«В основе моей концепции лежит безграничная любовь к технике и автоспорту. Воодушевление и превознесение автомобиля. Улавливание тонкой игры замысловатых хитросплетений в автомобильных агрегатах. Донесение до зрителя красоты в тех вещах, которых не приходит в голову искать – под капотом», – рассказывает о своем творчестве художник. Ссылки на ресурсы: сайт www.yakisart.com соцсети @yakis_art.

Пользуясь случаем, с любезного разрешения автора мы хотим познакомить читателей с некоторыми работами Светланы Якимчевой.

Ставшая легендой картина «Дай пять», известная в народе как «КАМАЗ с вертолетом». История посвящена столкновению гоночного болида Антона Шибалова, пилота команды «КАМАЗ-мастер», с вертолетом съёмочной группы на Dakar’2021.

Холст, масло

Портрет автомобиля команды «VRT» Владимира Васильева, участника Дакара. Изображен в зимнем пейзаже в контексте гонки «Баха Северный лес».

Холст, масло

Багги Марии Опариной, еще одной участницы марафонского ралли-рейда, также изображено в контексте зимней гонки.

Холст, масло

И ещё один КАМАЗ, собирательный образ команды «КАМАЗ-мастер».

Холст, масло