Подвижной состав: КАМАЗ-43089

КИТАЙСКИЙ СЛЕД

Развозные грузовики семейства «Компас»

Подвижной состав: КАМАЗ-43089

КИТАЙСКИЙ СЛЕД

Развозные грузовики семейства «Компас»

Александр Солнцев, фото автора и ПАО «КАМАЗ»

Пустовавший сегмент среднетоннажных грузовиков полной массой 6-12 т с кабиной над двигателем, который не преминули заполнить «азиаты» в лице прежде всего Isuzu, Fuso, Hino, Hyundai, JAC и Foton, как видно, не давал покоя и отечественным производителям. А крупные торговые сети, например, настаивают на машинах именно бескапотной компоновки, аргументируя это такими её преимуществами, как увеличенная монтажная длина рамы, а следовательно, возможность установки кузовов большего объема, лучшая обзорность и маневренность. Однако, несмотря на растущий спрос на развозные грузовики в свете нынешних тенденций развития электронной торговли и продовольственных магазинов «шаговой доступности», этот сегмент рынка коммерческих автомобилей все же достаточно небольшой для того, чтобы создавать для него новые модели с нуля, это просто экономически нецелесообразно. Вот почему ГАЗ, КАМАЗ и, как недавно выяснилось, МАЗ пошли путем заимствования чужих узлов и агрегатов. И если Нижний Новгород ограничился только кабиной от китайского Foton, не считая, понятно, двигателя Cummins ISF 2.8, для своего возрожденного Валдая c приставкой NEXT, то Набережные Челны и Минск были вынуждены полностью взять за основу уже готовые иномарки: JAC cерии N и Shacman K3000 соответственно.

Предсерийный Компас-9 в камуфляже, а по сути, еще JAC N80. На «тяжелых» версиях Компасов ширина кабины почти два метра (1995 мм), на «легких» – 1725 мм. Она может быть как в дневном исполнении, так и со спальным местом

Нижегородцам, конечно, в этом смысле проще – они «смикшировали» для своей новинки ходовую от Валдая прежнего поколения и GAZon NEXT. У челнинцев, исторически специализировавшихся в совсем иной весовой категории, в «загашнике» ничего подобного не было. Переразмеренный для своего сегмента 12-тонный КАМАЗ-4308 не в счет. Кстати, за всю свою более чем 10-летнюю историю последний объемами продаж, прямо скажем, не блистал. В среднем он расходится тиражом всего 400-600 ед. в год. Для Компаса же по выходу на проектную мощность у КАМАЗа совсем иное целеполагание: минимум пять тысяч в год, а «задача-максимум» – 15 тысяч. Это уже серьезные объемы и заявка на первые роли. Недаром название Компас можно обыграть как правильное направление бизнеса.

А это уже КАМАЗ-43089, он же Компас-9, с перелицованной передней маской кабины и оригинальной светотехникой. Изотермический кузов производства рязанского ЦентрТрансТехМаш. В базовую комплектацию, довольно обширную, помимо прочего входят электропакет, круиз-контроль, моторный тормоз и система курсовой устойчивости

И достичь их может не какая-то отдельная модель, а именно семейство с унифицированными кабинами. В случае с Компасом довольно обширное, куда войдут не только среднетоннажники, но и машины малого класса. Предполагается, что оно будет представлено моделями Компас 3, Компас 5, Компас 6, Компас 9 и Компас 12 (индекс в названии означает округленную полную массу в тоннах). Здесь надобно пояснить, что полная масса Компас 3 три с половиной тонны, стало быть, снаряженная должна быть не более двух тонн, и это прямой конкурент газовской «полуторке». Сама модель находится еще в стадии проектирования, и не исключено, что со временем она станет самой популярной в семействе. Что касается Компас 5, то планируется сертифицировать её как 3,5 тонны с правами на управление категории В. Иными словами, она будет рассчитана на перегруз в 1,5-2 т.

Для Компас-9 и -12 изначально предусмотрено три варианта колесной базы, но в дальнейшем их количество, равно как и задних свесов, планируется увеличить. Компас-5 и -6 довольствуются двумя колесными базами. Подвеска кабины четырехточечная, спереди торсионная, сзади – на резиноупругих элементах

На заводском полигоне КАМАЗа мне удалось познакомиться с первенцем семейства – Компас 9, он же КАМАЗ-43089, а по сути, с еще «родным» JAC N80 c закамуфлированной оптикой, ведущим свою родословную от Isuzu Elf. На бумаге ему подняли грузоподъемность с 6 до 6,5 тонны. Ездовые повадки полностью загруженной машины не впечатлили. Малоинформативный руль, «дубовые» тормоза, к которым нужно прикладывать большие усилия для того, чтобы получить сколь-либо заметное замедление. Разве что коробка передач порадовала четкостью переключений. Словом, по большому счету автомобиль еще надо учить ездить.
На «тяжелых» версиях Компасов реализована мочевинная система нейтрализации отработавших газов (SCR). На «малышах» будет EGR...

Электропитанием грузовик обеспечивают две АКБ емкостью по 100 А·ч

Впрочем, что еще можно ожидать от машин из первой опытной партии, которые в нынешнем году собирают методом крупноузловой сборки (SKD) в «404-м» корпусе КАМАЗа. Облицовка передка, бампер, светотехника, крышка рулевого колеса с изображением челнинского скакуна, на этом пока все отличия от JAC исчерпываются. Но в 2022-м, согласно СПИК, в Набережных Челнах будет организована сборка уже в режиме CKD со сваркой и окраской. В целом программа локализации представляется вполне серьезной. В течение пяти-шести лет в «родных пенатах» планируется освоить выпуск рам, элементов подвески, топливных баков, ресиверов, карданов, жгутов, электрики и т.п., а о надстройках и говорить нечего – они изначально российского производства. Локализация по условиям специнвестконтракта позволит, в частности, компенсировать утилизационный сбор, а это ни много ни мало порядка 300 тысяч рублей с автомобиля. Таким образом, Компасы станут значительно дешевле оригинальных JAC’ов и немногим, процентов на пять, дороже аналогичной продукции ГАЗа. Вероятно, Jianghuai Automobile Co. знала, на что шла, заключая 7,5-летний контракт с КАМАЗом…

Подвеска рессорная. Передняя балка (допустимая нагрузка 3100 кг) подвешена на трехлистовых рессорах, а ведущий мост (6400 кг) на восьмилистовых с подрессорниками. Не исключено, что уже к 2023 году КАМАЗ перейдет на малолистовые рессоры российского производства, заодно облегчив конструкцию

Теперь несколько слов о силовом агрегате. Для «тяжелых» версий Компасов, а к таковым относятся «девятка» и «двенадцать», предназначены рядные «четверки» Cummins cерии ISF 3.8 мощностью 154 и 168 л.с. соответственно. Казалось бы, логичнее воспользоваться продукцией «придворного» СП «КАММИНЗ-КАМА». Речь о двигателях серии ISB 4.5, тем более что в дальнейшем челнинцы планируют увеличить мощность ISF. Но ISB, хотя и широко известен у нас, мотор по конструкции, мягко говоря, не новый и к тому же примерно на $1000 дороже, а на машинах этого класса такая прибавка к цене уже довольно чувствительна.

В моторном отсеке рядная «четверка» Cummins ISF 3.8

Впрочем, не исключено, что со временем СП «КАММИНЗ-КАМА» включит моторы ISF в свою производственную программу. Пару им составят 6-ступенчатые МКП Fast Gear. Компасы-3, -5 и -6 предполагается оснащать «родными» двухлитровыми (2,183 л) моторами JAC (по технической документации британской Ricardo) и агрегатировать их с механическими пятиступенчатыми коробками передач WLY. Интересно, что в технической документации этот двигатель уже успели «русифицировать», назвав КАМАЗ-580.10-120. О локализации КП в Челнах, понятно, и не помышляют: рентабельность такого производства начинается с выпуска примерно 100 тысяч ед. в год.

Так выглядит «родная» JAC’овская кабина изнутри.

Здесь еще нет камазовской крышки на рулевом колесе

Ценовое позиционирование, судя по всему, вообще играет ключевую роль в успехе проекта. Видимо, поэтому камазовцы не пошли на сотрудничество со своим стратегическим партнером – Daimler AG (ныне уже Daimler Truck Holding), хотя и примеряли на свой прототип среднетоннажника кабину Fuso. Дорогим получался автомобиль.

Компасы изначально оснащаются надстройками российского производства. В данном случае это кузов с алюминиевыми бортами от Рустрак (Нижний Новгород)

Первыми в продажу пойдут 9- и 12-тонные версии Компасов. В середине 2022-го планируется наладить серийный выпуск Компас-5 и Компас-6. Появление на
рынке «полуторки» Компас-3 – более отдаленная перспектива, конец 2023-го.