Подвижной состав

CITYMAX –

СОВСЕМ ДРУГОЙ «ПАЗИК»


Новый взгляд на городские автобусы

Подвижной состав

CITYMAX – СОВСЕМ ДРУГОЙ «ПАЗИК»

Новый взгляд на городские автобусы
Впервые о семействе пассажирской техники CITYMAX заговорили пару лет назад в связи с премьерным показом перспективного автобуса CITYMAX 9 и электробуса e-CITYMAX 12 в оригинальных кузовах. Однако с приходом санкций возникло предположение, что работы над новым поколением замедлены, а может, и вовсе отложены на неопределенный срок. К счастью, этого не случилось.

Андрей Филиппов, фото автора

В конце прошлого года Группа ГАЗ представила серийный полунизкопольный (LF) автобус CITYMAX 9. В отличие от первоначального образца, вариант 2022-го, лишившись «барной стойки» на накопительной площадке и вернувшись к традиционным зеркалам заднего вида вместо футуристичных видеокамер, выглядел уже как максимально приближенный к запуску на маршруты. Самое время изучить машину подробнее.
Автобус с человеческим лицом
Начать изучение можно с чего угодно – в любом случае открытия вам гарантированы. Визуально у CITYMAX 9 полностью оригинальный дизайн, соответствующий самым передовым мировым тенденциям. А между тем машина будет выпускаться на Павловском автобусном заводе (ПАЗ) под именем ПАЗ-422320. Так что с научной точки зрения перед вами «пазик». Только очень необычный.

Сами конструкторы считают, что «фишка» автобуса в комфорте пассажиров и водителя. Концепция машины с максимально разнесенными осями нехарактерна не только для нашей страны, но и для современного автобусостроения в целом. Её преимущество перед классической схемой с передним свесом в возможности создать максимально свободное пространство в салоне. Конкретно у CITYMAX 9 благодаря колесной базе 5800 мм удалось достичь площади низкого пола 10 м2. Это примерно столько же, сколько и у 12-метровых машин, притом, что длина модели не достигает даже 10 метров.

Максимальная вместимость может достигать 84 человека

Большое межосевое расстояние позволило разместить обе служебные двери в пределах колесной базы. Это сокращает время посадки/высадки до минимума, так как нет необходимости перебегать от одной двери к другой, где свободнее, – все в одном месте.
Накопительных площадок две: по левому борту – напротив входа, по правому – между дверями. По своей площади они равнозначны, но так как в проеме первой двери расположен откидной пандус (есть даже наружная кнопка сигнала водителю, что его необходимо задействовать), то место для инвалида-колясочника организовано напротив него. Зато на второй площадке можно установить три страпонтена – это предусмотрено в одном из вариантов планировки.

«Чистый пол» – поручни и сиденья закреплены на боковинах кузова

Кстати, о планировке. В серийном варианте CITYMAX 9 она четырехрядная, что позволяет перевозить сидя 25 человек при общей вместимости 77 пассажиров. Все места установлены лицом по ходу движения, а восемь сидений, из которых четыре «социальных», расположены на низком полу. Именно такая комплектация и считается базовой. В то же время при проектировании было проработано несколько десятков вариаций салона, две из которых доступны перевозчикам уже сейчас. А к концу этого года выбор станет еще шире.

Расстояние между сиденьями 730 мм

Стоит отметить: несмотря на то, что путь в заднюю часть салона проходит по ступенькам, назвать его неудобным нельзя. Скажем больше, первая ступенька спроектирована так, чтобы на ней мог спокойно стоять человек. А в проходе задней части без проблем разместятся еще шесть пассажиров – для них есть вертикальные поручни, а высота потолка достигает 1890 мм.

Очень удобный салон получился. Причем для всех категорий пассажиров, включая пожилых людей и родителей с детскими колясками.

Высота подножки над уровнем дороги 340 мм, а с системой книлинга – 250 мм

Капитанский мостик
Отдельного описания заслуживает кабина водителя. Несмотря на отсутствие полноценной перегородки, за счет разницы в высоте над частью пола в салоне получилось практически изолированное пространство. При проектировании рабочего места конструкторы опирались на мнение реальных водителей с максимально различным телосложением. В результате эргономика CITYMAX 9 позволяет устроиться с комфортом людям разной комплекции.

Площадь остекления на 5% больше, чем у одноклассников

Для удобства работы используется рулевая колонка с телескопическим рулевым валом и бесступенчатой регулировкой: по вылету – 110 мм, по углу наклона – 16°. С учетом работы в городских условиях на автобус установлено рулевое колесо малого диаметра, совершающее от упора до упора всего четыре оборота.

Рабочее место водителя сохранило свою функциональность

А вот так оно выглядело в «досанкционном» варианте

Стоит отметить, что общение с водителями сказалось не только на эргономике. Учтя их пожелания, в кабине CITYMAX 9 разместили десяток мест для хранения мелочей различного формата: от документов формата А4 и подстаканника до ниши для 1,5-литровой бутылки и кармашка для мелкой монеты на перегородке. А еще выделили на правой колесной арке 32-литровый ящик для личных вещей. Его крышка, как и крышка отсека для предохранителей, выдерживает нагрузку в 100 кг, что позволяет в случае необходимости спокойно опереться на нее.

Ступенька в кабину – площадка для пассажира при «обилечивании»

С учетом актуальной потребности в зарядке различных гаджетов, на передней панели предусмотрели не только нишу для смартфона, но и четыре USB-порта, а также две розетки на 12 V под стандартный прикуриватель.
В целом получилось просторно и при этом функционально.

Солнцезащитная шторка перекрывает не все стекло

Так CITYMAX или все же ПАЗ?
Буквально пару строк по конструкции автобуса. Для повышения безопасности передвижения водителя и пассажиров каркас кузова CITYMAX 9 был выполнен по схеме «замкнутый шпангоут». Благодаря этому выросла жесткость кузова на кручение и при опрокидывании. Кроме того, для борьбы с коррозией все скрытые полости каркаса дополнительно обработаны консервантом. Снаружи машина обшита панелями из композитных материалов, имеющих малый вес. Это позволило снизить массу транспортного средства на 15% относительно аналогов.

За передней маской скрывается большой инструментальный ящик

Снизу технологический отсек имеет пластиковую защиту

Один из самых актуальных вопросов в нынешних реалиях – насколько автобус локализован. Смогут ли его вообще собирать в условиях санкций со стороны Европы и Америки, а также весьма осторожного подхода к партнерству со стороны китайских производителей?

Двигатель на данном образце опытный – ЯМЗ-535

Вы удивитесь, но CITYMAX 9 практически полностью отечественный продукт. На серийные машины устанавливается двигатель семейства ЯМЗ-530. Автоматическая 6-ступенчатая коробка передач здесь собственного производства. Даже передняя ось производится в России и несет марку КААЗ.

Передняя подвеска зависимая, зато отечественного производства и недорогая

А из импортного в CITYMAX 9 по большому счету осталась турецкая рулевая колонка, китайский задний мост и система управления подвеской также из Китая. Не так уж и много для столь современного продукта.

Откровенно говоря, даже сложно сказать, насколько изменился автобус относительно своей премьеры. Тогда это был опытный образец, а сейчас – серийный продукт, сумевший не растерять все интересное, что было заложено в него. По крайней мере, список опционного оборудования содержит и видеокамеры, и бортовой компьютер с GPS, и другие «красивости», анонсированные полтора года назад.

Батареи АКБ размещены в два яруса в заднем свесе слева

CITYMAX – ждем продолжения?
В настоящий момент CITYMAX 9 пошел в серию. Первая партия из нескольких десятков автобусов уже передается заказчикам. Как и предполагалось, в транспортном потоке машина смотрится современно и уж никак не ассоциируется с традиционным «пазиком». Так что решение уйти от привязки бренда к конкретному заводу и объединить новые автобусы под именем CITYMAX было верным.

Вместе с тем работы над семейством продолжаются, и в планах ГАЗа запустить в серию низкопольники CITYMAX 12 и сочлененный CITYMAX 18, а также электробус CITYMAX, о чем заявлялось еще в 2021 году. Правда, сроки теперь не называются, но это в текущих реалиях нормально. Про постановку на конвейер CITYMAX 9 тоже молчали до последнего, и тем не менее он в серии.

Дизайн кормы перекликается с текущим поколением ЛиАЗ

Здесь важно другое. ГАЗ стремится изменить не только свой модельный ряд, но и саму систему городских пассажирских перевозок. Если сложить вместе семейство CITY (ГАЗель CITY и Валдай CITY), а также линейку CITYMAX, то перевозчики получат весь подвижной состав новейшего поколения, от «маршруток» до «гармошек» в низкопольном исполнении и от одного производителя. Это позволит существенно упростить эксплуатацию техники автопарками как самостоятельно, так и посредством контракта жизненного цикла (КЖЦ) с привлечением персонала ГАЗа.

Кроме того, разительный контраст по количеству пассажиров в «час пик» и внепиковые промежутки просто подталкивает перевозчиков к использованию автобусов различной пассажировместимости в зависимости не только от дня недели, но и от времени суток. Проекты CITY и CITYMAX – хороший повод начать оптимизацию городских пассажирских перевозок. Теперь слово за транспортниками.
ПРОЕКТ UNIMAX (из архива)
Мало кто помнит, но тема унифицированных автобусов на ГАЗе прорабатывалась еще десять лет назад. В 2011 году, тогда еще автобусным дивизионом Группы ГАЗ, началась разработка нового семейства пассажирской техники под названием Unimax.

Дизайн в общем корпоративном стиле «Русских автобусов»

Идея, которую заводчане положили в основу проекта, была проста: ГАЗ предполагал использовать всеми заводами дивизиона единые унифицированные модули для автобусов различных типоразмеров. Причем планы были не на далекую перспективу – уже к 2015 году должен был сформироваться модельный ряд из городских, пригородных и туристских автобусов длиной от 10 до 18 метров. Все проектные работы по данной тематике вела компании «ИЦЕРА» (Инженерный центр «Русские автобусы» – филиал ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ», г. Ульяновск).

Первым и, увы, последним автобусом проекта Unimax, воплощенным в металле, стал городской 10-метровый полунизкопольник, получивший обозначение ПАЗ-422301-05. Как можно понять из названия, опытный образец был создан на Павловском автобусном заводе (ПАЗ). Машина, собранная в 2013 году, по своей компоновке повторяла серийный ПАЗ-3237. Однако по факту была значительно крупнее, а все кузовные элементы Unimax являлись оригинальными и не использовались прежде на других серийных моделях Группы ГАЗ.

10-метровый Unimax без заводских эмблем – символично

Новый автобус имел привычную для полунизкопольников такого размера планировку. Служебные двери, широкая одностворчатая в переднем свесе и двухстворчатая (с более узкими створками) в пределах колесной базы, выводили на низкий пол с большой накопительной площадкой и местом для кресла-каталки. В заднюю часть, где располагалась основная часть посадочных мест – 21, вели две ступеньки. Всего же в салоне было установлено 29 сидений при общей пассажировместимости 90 человек.

Типовой салон для всех полунизкопольников такого размера

В качестве силового агрегата для Unimax использовался продольно установленный дизель Cummins ISВ 6.7е4210В (Евро-4) с мочевинной системой нейтрализации. В паре с ним работал 6-ступенчатый «автомат» Allison Т270. Задний мост MAN с обычной прямой балкой был подвешен на четырех пневмобаллонах. Передняя независимая пневмоподвеска и рулевое управление несли марку ZF. Интересно, что ради максимального снижения уровня пола автобус получил 19,5-дюймовые колеса с шинами Michelin размерности 265/70 R19,5. Их несущей способности вполне хватило для эксплуатации машины полной массой 14 т.

Панель приборов соответствовала европейским требованиям

К сожалению, несмотря на все достоинства получившегося автобуса и экономическую выгоду от использования единых модулей, идея с полной унификацией среднеразмерных и больших моделей оказалась неидеальной. ПАЗ-422301-05 получился излишне высоким и широким, а его освоение в серию сулило больше хлопот, чем прибыли. На основе полученной информации Группа ГАЗ посчитала целесообразным на тот момент сохранить унификацию лишь по отдельным элементам автобусов.

Однако сам 10-метровый Unimax не канул в небытие, а переродился в газовый полунизкопольник КАВЗ-4270, который сейчас серийно выпускается на Курганском автобусном заводе (КАвЗ).

Схожее оформление получили модели КАВЗ-4270 и ЛиАЗ-529115 «Круиз»