Аналитика

НЕБОЛЬШОЙ УРОК КИТАЙСКОГО

Электромобили в Поднебесной – итоги 2021 года

Аналитика

НЕБОЛЬШОЙ УРОК КИТАЙСКОГО

Электромобили в Поднебесной – итоги 2021 года

Антон Циперманн

Предваряя наши традиционные аналитические отчеты за прошлый год, которые публикуются ближе к концу марта – началу апреля, хотим обратить внимание на небольшую статью на сайте NIKKEI AZIA, подготовленную на основе материалов китайской медиагруппы финансовых и деловых новостей «Caixin». Изложенная там информация заставляет задуматься. Со своей стороны мы воздержимся от комментариев, разве что курсив как отражение эмоций...
Автопром Поднебесной, который, без сомнения, стремится стать глобальным лидером по производству транспортных средств с силовыми установками нового типа (new-energy vehicles – NEVs), установил в 2021 году очередной рекорд. В стране было произведено 3,54 млн. NEVs, включая электромобили на аккумуляторах и подключаемые гибриды, а также транспортные средства на водородных топливных элементах. Суммарный объем реализации техники превысил цифру в 3,52 млн. Более 80% продаж NEVs в 2021-м пришлось на «чистые» электромобили, 18,2% – подключаемые гибриды, остальное – «водородная» техника. Таким образом, несмотря на продолжающуюся пандемию COVID'19 и связанные с ней различные проблемы и ограничения, продажи выросли по сравнению с 2020-м на 181% и превысили общий (суммарный) показатель предыдущих трех лет. При этом в 2021 году доля NEVs составила порядка 15,7% автомобильного рынка страны.

Эксперты прогнозируют, что продажи NEVs в Китае в этом году вырастут до 5-6 млн., а на их долю придется 25-30% внутреннего автомобильного рынка.
Продажи – только факты
Вместе с тем китайское общество инженеров автомобильной промышленности прогнозирует, что доля гибридных автомобилей среди NEVS увеличится до 42% в 2025 году и 52,5% в 2035-м. Причем по данным китайских страховых компаний, 71% NEVs, проданных в 2020 году, были приобретены индивидуальными покупателями, что на 17 процентных пунктов больше, чем в 2019-м. В 2021 году эта доля выросла еще больше – до 77,4%.

Иными словами, обычное упражнение с калькулятором показывает, что доля юридических лиц (с вашего позволения будем использовать этот термин для китайского рынка) на рынке NEVs сократилась, несмотря на общий рост реализации. Впрочем, по нашим подсчетам, данной категорией покупателей было приобретено порядка 795,5 тысячи NEVs, которые, по всей видимости, можно отнести к коммерческим автомобилям.

Интересно что, по данным аналитиков шанхайской фондовой биржи, со второй половины 2021-го продажи NEVs среднего и высокого ценового сегмента, от 150 до 200 тысяч юаней ($23 580-31 440 по курсу на начало февраля 2022 г.), выросли больше всего. И ожидается, что модели именно из данного ценового сегмента станут катализатором роста рынка Поднебесной в 2022 году!

Уточняется, что за первые 11 месяцев 2021-го в сельской местности было продано 927 тысяч NEVs, что почти втрое больше, чем за аналогичный период годом ранее. Такие цифры привел Фу Бинфэн, исполнительный вице-президент Китайской ассоциации автопроизводителей (Fu Bingfeng, executive vice president of the China Association of Automobile Manufacturers – CAAM).

Инфраструктура – только факты
Бум NEVs в Китае был фактически обеспечен увеличением числа зарядных станций. Так, по данным Китайского альянса по продвижению инфраструктуры зарядки электромобилей, по состоянию на конец 2021 года в стране их насчитывалось уже 2,617 млн., что на 70,1% (!!!) больше, чем в 2020-м. Китай стремится удовлетворить спрос на зарядку более чем 20 миллионов электромобилей к концу 2025 года согласно плану, опубликованному в январе наступившего года Национальной комиссией по развитию и реформам (NDRC).

Но вот что интересно. В 2021 году количество зарядных станций в Поднебесной увеличилось на 936 тысяч, в том числе 340 тысяч общественных и 597 тысяч домашних (индивидуальных) зарядных устройств. Таким образом, число последних выросло на 323,9% по сравнению с 2020-м. А число общественных точек увеличилось «всего» на 90%. Сопоставим цифры. По состоянию на конец 2021 года в стране использовалось в общей сложности 7,84 млн. NEVs, что означает, что на каждые три автомобиля приходилось по одному пункту зарядки. Но их распределение по стране неравномерно, и более того, активно используется... менее 10% общественных зарядных станций.
Опыт китайских владельцев NEVs показывает, что зарядка электромобилей на дому является основной и наиболее востребованной, поскольку общественные зарядные станции (и замена батарей – теоретически допустимая для сокращения времени зарядки) работают только в качестве экстренных мер. Домашняя зарядка также дешевле, чем общественная, даже потому что здесь нужно платить только за электричество, в то время как общественные зарядные станции взимают плату за обслуживание и, например, компенсацию арендной платы земельного участка. Потребители, пользующиеся домашними зарядками, получают выгоду даже от низких затрат на электроэнергию и бесплатной парковки, причем сама зарядка не занимает дополнительного времени в период работы или бодрствования владельца автомобиля.

Однако по-прежнему сложно установить частные зарядные станции в городских районах, где мало парковочных мест. Национальное управление энергетики и NDRC разрабатывают руководство по созданию зарядных центров в общинах, сообщил Caixin чиновник, близкий к директивным органам.
Кстати, а если провести параллель с нашей страной: «человейники» в 40 этажей, повсеместные платные парковки, «дворы без автомобилей» и как тут быть с электрификацией подвижного состава?

***
Повторюсь, мы не делаем выводов. Опубликованное выше – просто фрагменты опыта одного из мировых лидеров на рынке NEVs. Если хоть какой-то заставил вас задуматься, все было не зря.