Подвижной состав

КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА:

АВТОБУСЫ


Некоторые производители и

их наиболее интересные модели для российского рынка

Подвижной состав

КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА: АВТОБУСЫ

Некоторые производители и их наиболее интересные модели для российского рынка

Николай Марков,

фото автора, фирм-производителей и дилеров

Ассортимент китайских автобусов на российском рынке довольно широк: он представлен тремя десятками моделей семи марок. Это, конечно, не 17 марок, которые продавались у нас в середине нулевых, но все равно очень серьезно. Наиболее сильны позиции «китайцев» в сегменте туристических машин, где они остались практически без конкурентов. Но и количество предложений по городским автобусам растет как на дрожжах: только в этом году были сертифицированы заново либо повторно восемь машин, и теперь в активе у дилеров китайских марок уже полтора десятка городских моделей с кузовами длиной от 8,2 до 12,2 метра.
Как и любые другие китайские автомобили, все автобусы из Поднебесной имеют обозначения моделей в виде «многоэтажных» буквенно-цифровых индексов, которые чем-то напоминают советскую отраслевую нормаль. И если внимательно посмотреть на эти индексы, то из них сразу можно почерпнуть некоторую конкретику. Например, первые две или три буквы – это код, прямо указывающий на компанию-производителя: некий функциональный аналог наших аббревиатур типа ВАЗ или КАМАЗ. Так, например, код XMQ принадлежит компании Xiamen King Long United Automotive Industry, KLQ – это Higer Bus Company, а BJ – Beiqi Foton Motor (причем BJ в данном случае не случайный набор букв, а сокращение от Beijing – то есть Пекин, где расположена штаб-квартира фирмы). Далее следуют четыре цифры, первая из которых – непременно шестерка: именно ею кодируется в Китае автобусный транспорт. Две следующие цифры – это округленная длина автобуса: например, «68» будет означать 6,8 метра, а «12» – 12 метров. Четвертая цифра – порядковый номер модели у данного производителя. А значения последующих букв и цифр каждая компания уже определяет по собственной инициативе: ими могут зашифровываться модель двигателя, тип подвески, назначение и т.д.

У городских автобусов, поставляемых китайцами в Россию, есть своя специфика: среди них распространены модели с двумя дверьми (в переднем свесе и базе), одной ступенькой на входе и каскадом ступеней для прохода в заднюю часть салона. Причем подвеска у таких машин зачастую выполнена на рессорах. Моделей без ступеней на входе на нашем рынке пока сертифицировано всего шесть, из них три – полунизкопольные машины (с низким уровнем пола только до центрального накопителя), и еще три – автобусы с низким полом на всем протяжении салона. Среди автобусов для работы на коротких междугородных или длинных пригородных маршрутах (II класса по российской классификации – преимущественно для перевозки сидящих пассажиров) у нас сертифицирована всего одна самостоятельная модель, тогда как остальные три являются модификациями машин III класса (туристических и междугородных, предназначенных для перевозки только сидящих пассажиров). При этом ассортимент автобусов III класса куда шире и насчитывает в данный момент 16 сертифицированных моделей. И можно не сомневаться, что их количество будет расти и дальше. Интересно, что «туристов» с рессорной подвеской к нам завозить никто больше даже не пробует, хотя на домашнем рынке такие машины существуют до сих пор. А вот сегмент микроавтобусов китайскими компаниями остается почти неохваченным: сюда только-только попробовала зайти всего одна компания.

Еще один нюанс китайского автобуспрома заключается в том, что почти никто из «автобусников» не занимается производством силовых агрегатов и узлов ходовой части, поэтому за разной наружной «скорлупой» у автобусов одного и того же класса зачастую скрывается одинаковая «начинка». Причем «начинка» эта – местной сборки, даже если она и выпушена под немецким или американским брендом. В частности, двигатели для автобусов в 100% случаев – это Cummins, Yuchai или Weichai, а механические и автоматические коробки передач – продукция компаний Qijiang Gear Transmission, ZF Drivetech Suzhou, Shaanxi Fast Gear или Allison Transmission Shanghai. Ведущие мосты также зачастую представляют собой изделия ArvinMeritor China Holding или Guangxi Fangsheng Axles.

Ниже вас ждет краткий обзор ряда наиболее интересных китайских автобусов с одобрениями типа транспортного средства, действовавшими на территории Российской Федерации по состоянию на сентябрь 2022 года. Вся техника сгруппирована по маркам в алфавитном порядке. Таблица технических данных завершает данный обзор...
Ankai
Автобусы этой марки выпускаются компанией Anhui Ankai Automobile, расположенной в том же городе Хэфэй провинции Аньхой, где квартирует и компания JAC (в этой связи не удивительно, что у марок JAC и Ankai в России один и тот же дистрибьютор). Когда-то дилеры пробовали продавать у нас целую гамму туристических «Анькаев» длиной от 8,4 до 12 метров, но сейчас предложение сузилось всего до двух моделей, но предельно разноплановых. Из «туристов» осталась лишь самая большая модель – 12-метровая, которая почему-то предлагается у нас как Ankai A9 (а почему уж тогда не А12?). Исполнение только одно – HFF6124KA: с 51-местным салоном и 8-кубовыми багажниками, 10-литровым дизелем Weichai и 6-ступенчатой коробкой Qijiang.

Ankai A9 HFF6124KA

Вторая модель – предельно простой «горожанин» 8,5-метровой размерности Ankai HFF6850: со ступенью на входе и рессорной подвеской. «Отверточная» сборка этих автобусов налажена в Казахстане силами ТОО «СарыаркаАвтоПром». В одобрение типа внесены всего одна планировка салона на 21/55 пассажиров и одна механическая 5-ступенчатая коробка передач Qijiang. Зато моторов – два: это варианты 5-литрового Weichai WP5 в дизельном (200 л.с.) или газовом (179 л.с.) исполнении.

Ankai HFF6850G

Foton
Несколько последних лет компания Foton поставляла к нам только автобусные кузова без двигателей (для компании «РариТЭК» под выпуск собственных 10,5-метровых городских автобусов Lotos-105), а также большие туристические лайнеры Foton BJ6122 12-метровой размерности. Производством этих автобусов занимается филиал Beiqi Foton Motor в Наньхае (городской округ Фошань провинции Гуандун). В зависимости от конфигурации дополнительного оборудования число мест может составлять 48, 50 или 51. Двигатель предусмотрен всего один: 10-литровый дизель Cummins ISG мощностью 338 л.с. А вот коробок передач – две: 6-ступенчатая «механика» Fast Gear или 12-ступенчатый «автомат» ZF. Что примечательно, это единственный китайский туристический автобус, который сертифицирован у нас с автоматической коробкой.

Foton BJ6122

Также в самое ближайшее время должны начаться продажи городского 12-метрового «низкопольника» Foton BJ6123 с формулой дверей 2-2-2 и числом мест 21/98, однако на момент подготовки статьи сертификация этой модели еще не была завершена. Автобус будет доступен с газовым двигателем Yuchai, настроенным на 280 или 320 л.с., и автоматической коробкой Allison.
Higer
В былые годы дилеры Higer Bus Company, расположенной в индустриальном парке города Сучжоу провинции Цзянсу, возили к нам сразу десяток разных моделей автобусов марки Higer: и городских, и пригородных, и туристических, размерностью от 7 до 12 метров. Ныне среди сертифицированных на территории Таможенного Союза моделей остались только пять туристических и междугородных «Хайгеров», один из которых дополнительно имеет пригородную модификацию класса II. Самая маленькая модель – 8,2-метровый «турист» KLQ6826Q на 29 пассажиров. Автобус далеко не новый: в гомеопатических количествах продается у нас с 2011 года, периодически подвергаясь модернизациям. Сейчас он предлагается только с 4,5-литровым дизелем Cummins ISD (183 л.с.) и 6-ступенчатой коробкой Qijiang.

Higer KLQ6826Q

На 8,2-метровый Higer очень похожа внешне 9,2-метровая модель KLQ6928Q вместимостью 35 пассажиров. Она и появилась-то в продаже в том же самом году, однако успела получить за прошедшее время кратно более широкое распространение. Для нее предусмотрены уже два варианта дизелей: 7,5-литровый Weichai или 7-литровый Cummins ISD: мощность у них почти одинаковая (232 и 236 л.с.), но крутящий момент у «Вэйчая» повыше.

Higer KLQ6928Q

Следующая в линейке «Хайгеров» модель – KLQ6119ТQ – поступила в продажу еще раньше, в 2009 году. Изначально она представляла собой 11,5-метровый «междугородник» на 47 пассажиров с багажниками объемом 5,15 кубометров. Однако с конца 2013 года под тем же самым индексом стал продаваться еще и удлиненный на метр вариант с увеличенной до 55 человек пассажировместимостью и 6,3-кубовыми багажниками (колесная база у него выросла с 5640 до 6200 мм). Сейчас же Higer KLQ6119ТQ предлагается не только как автобус III класса (с 47, 51 или 55 пассажирскими местами и багажниками вместимостью от 4,75 до 8,1 кубометра), но имеет и модификации II класса – без багажников, но с возможностью перевозки от 9 до 11 стоящих пассажиров. Подобные пригородные модификации выпускаются только на основе длиннобазных кузовов. В моторном отсеке Higer KLQ6119ТQ может скрываться 10-литровый дизель Weichai (329 или 368 л.с.) либо 9,5-литровый Cummins ISL (375 л.с.). Коробки передач – 6-ступенчатые ZF, Fast Gear или Qijiang.

Higer KLQ6119ТQ

Точно такой же набор агрегатов предусмотрен для 12-метровых туристических автобусов Higer KLQ6129Q. Их кузов на 22 см выше (3720 против 3500 мм), объем багажников может варьироваться от 5,5 до 7,9 кубометра, а варианты вместимости могут составлять 41, 47 или 49 пассажиров в зависимости от оборудования салона. Это, кстати, одна из самых распространенных моделей автобусов Higer в нашей стране, поскольку поставляется она к нам аж с 2006 года (успев за это время сменить несколько моделей двигателей и подвергнуться рестайлингу).  

Higer KLQ6129Q

В 2018 году на рынок вышел высокопалубный «турист» нового поколения Higer KLQ6128LQ размерности 12,3 метра, объемы продаж которого с тех пор не меньше, чем у «ветерана» KLQ6129Q. За счет чуть большей длины кузова он может вмещать 51, 53 или 55 пассажиров (в зависимости от наличия туалета и кухонного блока). Предусмотрено и исполнение повышенной комфортабельности с трехрядной планировкой салона, при которой число мест снижается до 32. Емкость багажников может варьироваться от 6 до 10,4 кубометра. Набор агрегатов – практически такой же, как у двух предшествующих моделей, с той лишь разницей, что 9,5-литровый дизель Cummins ISL доступен сразу в трех вариантах мощности (333, 364 или 375), а 10-литровый Weichai – всего в одном (368 л.с.).   

Higer KLQ6128LQ

В 2018 году на рынок вышел высокопалубный «турист» нового поколения Higer KLQ6128LQ размерности 12,3 метра, объемы продаж которого с тех пор не меньше, чем у «ветерана» KLQ6129Q. За счет чуть большей длины кузова он может вмещать 51, 53 или 55 пассажиров (в зависимости от наличия туалета и кухонного блока). Предусмотрено и исполнение повышенной комфортабельности с трехрядной планировкой салона, при которой число мест снижается до 32. Емкость багажников может варьироваться от 6 до 10,4 кубометра. Набор агрегатов – практически такой же, как у двух предшествующих моделей, с той лишь разницей, что 9,5-литровый дизель Cummins ISL доступен сразу в трех вариантах мощности (333, 364 или 375), а 10-литровый Weichai – всего в одном (368 л.с.).   
JAC
JAC М209 Sunray – единственный микроавтобус китайского производства на нашем рынке. Пока у нас сертифицированы лишь машины казахской сборки (ТОО «СарыаркаАвтоПром») с салонами, рассчитанными на 9, 11, 13 или 15 пассажиров, и 2,7-литровыми дизелями JAC мощностью 150 л.с. Однако к продвижению «Санрэев» уже подключилась Производственно-коммерческая фирма «Луидор», оставшаяся без шасси европейских брендов. Нижегородцы готовы переделывать китайские цельнометаллические фургоны, причем всех модификаций – односкатные и двухскатные, бензиновые и дизельные – в туристические или служебные автобусы на 8, 15 или 16 пассажиров. Предложения о покупке таких машин уже вывешены на заводском сайте (по ценам от 3,4 до 4,75 млн руб.), однако ОТТС на нижегородские JAC Sunray в базе Росстандарта пока еще не числится.

JAC М209 Sunray

King Long
Xiamen King Long United Automotive Industry из города Сямынь провинции Фуцзянь – один из первопроходцев российского рынка среди китайских автобусных фирм. Правильная китайская транскрипция этой марки звучит как «Кин Лун», хотя у нас повсеместно ее называют «Кинг Лонг», читая по правилам английского языка. Ныне в РФ представлены два городских автобуса King Long, а также четыре междугородных и туристических. Самый маленький из них – городской XMQ6820G с 8,2-метровым кузовом и числом мест 19/51, который продается у нас с июля 2018 года: типичный очень простой «китаец» с рессорной подвеской, механической трансмиссией, ступенями в дверных проемах и антивандальными сиденьями в салоне. Двигатель – 4,5-литровая дизельная «четверка» Cummins ISD завода Dongfeng Cummins Engine (179 л.с.). Интересно, что для выполнения требований «Доступной среды» машина может оснащаться здоровенным раскладным трапом для инвалидной коляски, который в транспортном положении хранится в вертикальном положении на центральном накопителе возле левой стенки кузова, «съедая» три пассажирских места, а перед использованием сдвигается по напольным рельсам к дверному проему. Очевидно, что на практике такой «помост» не будет применяться по прямому назначению никогда, и с тех редких экземпляров XMQ6820G, что встречаются, например, в Краснодарском крае и Татарстане, эти трапы давным-давно демонтированы.

King Long XMQ6820G

Другая городская модель King Long называется XMQ6106G. На российский рынок она вышла в марте 2021 года. Это 10,5-метровая машина вместимостью до 75 пассажиров, которая снова имеет по одной ступени в дверных проемах и каскад ступеней внутри в заднюю часть салона, однако уже оборудована пневмоподвеской. Силовой агрегат безальтернативен: машина сертифицирована у нас только с газовым двигателем Yuchai (247 л.с.) и 5-ступенчатой механической коробкой Qijiang. Пока что самая большая партия автобусов XMQ6106G – 11 единиц – работает в Пермском крае.

King Long XMQ6106G

Гамму междугородных «Кинг Лонгов» открывает 9-метровая модель XMQ6900 класса III, у которой даже есть собственное имя Garrano. Продается она с 2008 года и в данный момент предлагается с салоном, рассчитанным на 24…35 пассажиров, и багажниками вместимостью 3,1…3,9 кубометра. Двигатель – только 7-литровый дизель Cummins ISD (236 л.с.), коробки передач – механические Qijiang или ZF.

King Long XMQ6900

С 2013 года к нам поставляются 12,2-метровые автобусы King Long XMQ6120С. Они существуют в исполнениях как II, так и III класса, а также с дверьми, выполненными по формулам 1-1-0 или 1-2-0. Машины для пригородных маршрутов могут иметь от 45 до 55 посадочных мест при общей вместимости 62…75 пассажиров и багажниках объемом 5,1 кубометра. Междугородные варианты при том же числе мест для сидения не предусматривают перевозку стоящих пассажиров и могут иметь багажники емкостью от 4 до 5,3 кубометра. Дизель Cummins ISL объемом 9 литров предлагается в двух вариантах мощности (333 или 364 л.с.), коробки передач – механические ZF, Qijiang или Fast Gear. Существует у модели XMQ6120С еще и газовое исполнение с 10-литровым мотором Yuchai (333 л.с.). В силу необходимости размещения части газовых баллонов под полом объем багажников у этой версии уменьшается до 1…2,2 кубометра, а максимальная вместимость у газовых автобусов II класса ограничена 65 пассажирами из-за значительного добавочного веса газобаллонного оборудования.

King Long XMQ6120С

Точно такие же дизели Cummins, коробки передач и узлы ходовой части положены в основу туристических моделей King Long XMQ6127С и XMQ6129Y, которые вышли на наш рынок в 2005 и 2008 годах соответственно. Если у автобусов XMQ6120С высота кузова ограничена 3,3 метрами, то у «туристов» уровень пола поднят значительно выше, и габаритная высота достигает уже 3,75 метров у XMQ6127С и 3,94 метров у XMQ6129Y. За счет этого багажники у «туристов» заметно вместительнее (от 6,3 до 9,6 кубометра). Автобус XMQ6127С выпускается только с 12-метровым кузовом, а XMQ6129Y имеет два варианта исполнения по длине: 11,95 или 12,25 метра. Кроме того, более новая модель имеет еще и увеличенную на 5 см габаритную ширину. Оба автобуса могут иметь шесть одинаковых вариантов планировки салона с числом мест 27, 32, 45, 47, 49 или 51, а для XMQ6129Y с удлиненным кузовом доступны еще и варианты на 53 и 55 мест.

King Long XMQ6127С

King Long XMQ6129Y

Yutong
Компания Zhengzhou Yutong Bus из города Чжэнчжоу провинции Хэнань тоже относится к числу первооткрывателей российского рынка: поставлять к нам свои автобусы она начала еще в 2005 году. И на сегодняшний день именно у марки Yutong (в китайской транскрипции правильно читать «Ютун») наиболее широкая гамма сертифицированных машин в нашей стране. Самая маленькая и самая простая городская модель – 8,5-метровая, вместимостью до 53 человек – называется Yutong ZK6852HG, ее продажи начались еще в 2010-м. Конструкция традиционна для китайских машин такого класса: ступеньки на входе, рессоры в подвеске, механическая коробка и т.д. Двигатель марки Yuchai объемом чуть больше 5 литров доступен как в дизельном исполнении, так и в газовом (200 и 171 л.с. соответственно).

Yutong ZK6852HG

Более крупная модель – 9-метровая – называется Yutong ZK6890HGQ. Она была разработана в качестве преемницы модели ZK6852HG и только-только выходит на наш рынок (а в Казахстане для местного рынка ТОО «QAZTEHNA» начало ее собирать еще с прошлого года). У модели ZK6890HGQ уже низкий пол на входе, пневмобаллоны вместо рессор (причем спереди подвеска независимая) и автоматическая коробка передач Voith. А вот двигатели Yuchai – по сути те же самые, что и на 8,5-метровых машинах, только с иными калибровками (мощность дизельного варианта – 196, газового – 183 л.с.). Полная вместимость этой машины – до 65 человек в дизельном варианте и до 54 в газовом. На базе автобуса Yutong ZK6890HGQ в Казахстане уже предлагают и электробус модели ZK6890BEVG; очевидно, вскоре такие «электрички» попробуют продавать и у нас.

Yutong ZK6890HGQ

Широко унифицирован по кузову с 9-метровой машиной и 11-метровый «горожанин» Yutong ZK6116HG, рассчитанный на перевозку до 85 человек. Этот автобус тоже совсем новый, предлагается он лишь с 2021 года, и несколько экземпляров уже успел купить перевозчик из Петропавловска-Камчатского. От 9-метрового собрата Yutong ZK6116HG перенял такие ключевые особенности, как низкий пол на входе и независимая пневматическая подвеска передних колес, но все агрегаты, конечно, применены уже более крупной размерности. В частности, рабочий объем двигателей Yuchai повышен до 7,5 литров у дизеля (234 л.с.) и почти до 8 литров у газового варианта (247 л.с.). На выбор предлагаются механическая коробка Fast Gear или «автомат» ZF. Газовая модификация из-за батареи с баллонами на крыше значительно тяжелее, вследствие чего ее полная масса увеличена на 700 кг.

Yutong ZK6116HG

Большая 12,2-метровая городская машина того же нового поколения называется Yutong ZK6128HG. Ее максимальная вместимость повышена уже до 90 пассажиров, в заднем свесе добавлена третья двухстворчатая дверь, а пол сделан низким на всем протяжении салона. Машины китайской сборки сертифицированы в России в январе нынешнего года, при этом в Казахстане такие автобусы ТОО «СарыаркаАвтоПром» пробовало собирать еще в 2019-м. Для «низкопольника» доступны два мотора Yuchai практически одинаковой мощности: 8,5-литровый дизельный (317 л.с.) или 10-литровый газовый (314 л.с.). С любым из них агрегатируется только автоматическая коробка передач ZF. С 2019 года существует и электрическая версия: она называется Yutong ZK6128BEVG. Сертификацию в России она прошла в минувшем июне, но сделок по продаже пока не было.

Yutong ZK6128HG

Среди городских «Ютунов» остается сказать про две старые унифицированные модели: 10,3-метровую ZK6108HGH и 11,6-метровую ZK6118HGА. Первую из них пробовали поставлять в Россию еще с 2008 года (но без особого успеха), а вторую – и того раньше, с 2005-го. В 2018-м оба автобуса подверглись глубокому рестайлингу. И у той, и у другой машины двери выполнены по формуле 2-2-0, но низким пол на входе сделан только у более длинной модели. Конструкция ходовой части у ZK6108HGH более архаичная: в подвеске – только рессоры, дисковые тормоза предусмотрены только для передней оси (и то – как опция), и даже трансмиссия может быть только механической. В то же время у ZK6118HGА тормоза изначально дисковые по кругу, подвеска может быть и пневматической, а вместо «механики» можно заказать «автомат» Allison либо ZF. Моторы же для обоих автобусов предусмотрены только марки Yuchai: дизельные или газовые, объемом от 6,5 до 10 литров. К слову, будучи малоизвестными в России, автобусы этого семейства весьма распространены в Казахстане и Киргизии.

Yutong ZK6108HGH

Yutong ZK6118HGA

Теперь переходим к «Ютунам» II и III класса. Линейка этих машин столь же разнообразна и включает пять моделей с действующими ОТТС. Наиболее компактная – междугородная Yutong ZK6938HB9 длиной 9,4 метра, поставляемая к нам с 2015 года. В зависимости от дополнительного оборудования ее салон может иметь от 35 до 39 посадочных мест. Двигателей предусмотрено два: 7-литровый дизель Cummins ISD (236 л.с.) либо 8-литровый газовый Yuchai (247 л.с.). Поскольку газовые баллоны располагаются под полом, то у CNG-версии емкость багажников сокращается с 4,5 до 1,8 кубометра. Прочие конструктивные особенности (механическая трансмиссия, пневмоподвеска) абсолютно традиционны для китайских автобусов такого класса.

Yutong ZK6938HB9

Модель Yutong ZK6121HQ – междугородная или пригородная машина II или III класса, известная в России с 2011 года. Ее кузов имеет самую большую среди прочих «Ютунов» длину (12365 мм), однако незначительную высоту (3445 мм), из-за чего емкость багажников не превышает 4 кубометров. Вне зависимости от класса автобуса двери выполняются по формуле 1-1-0, а салон может иметь от 51 до 57 посадочных мест. Полная вместимость пригородных версий – 64 пассажира. Газовой модификации в гамме не предусмотрено: в моторном отсеке может стоять только дизель Weichai WP10, настроенный на 329 или 336 л.с. Коробка передач – безальтернативная 6-ступенчатая «механика» Fast Gear. Но редкая в этом классе особенность – независимая пневмоподвеска передних колес.

Yutong ZK6121HQ

Совсем недавно, в мае 2022-го, на замену «ветерану» Yutong ZK6121HQ была сертифицирована новая модель ZK6127HQ той же 12,3-метровой размерности: автобус II класса с чуть более широким (2550 мм) и высоким кузовом (3620 мм) и увеличенными багажниками. Варианты вместимости – 53/57 или 57/61 мест. Пока в одобрение типа для новинки внесен только один двигатель – 9,5-литровый дизель Cummins ISL мощностью 333 л.с. А коробка передач – снова 6-ступенчатая «механика» Fast Gear.

Yutong ZK6127HQ

Вершина модельного ряда «Ютунов» – два туристических высокопалубных автобуса: поставляемый с 2013 года ZK6122H9 и ZK6128H образца 2020-го. Обе машины имеют кузова максимально разрешенной ширины (2550 мм), но при этом более новая модель чуть длиннее: 12,3 метра против 12. По вместимости салона оба автобуса равноценны (до 53 пассажиров); одинаков у них и возможный набор дизельных двигателей: 9-литровый Cummins ISL (351 л.с.) или 10-литровый Weichai WP10 (368 л.с.). Однако у более новой модели еще нет газовой модификации, тогда как более старая доступна в версиях для работы и на сжатом природном газе (CNG), и на сжиженном (LNG). В этом случае автобус комплектуется 10-литровым газовым двигателем Yuchai мощностью 368 л.с., а объем багажников снижается с 7.5…10,5 до 2,3…5 кубометров у версии CNG и 6,5 кубометра у версии LNG.

Yutong ZK6122H9

Yutong ZK6128H

Zhongtong
Последняя компания в нашем обзоре – Zhongtong Bus Holding из города Ляочэн провинции Шаньдун. Название производимых ею автобусов правильно произносить как «Чжунтун». Самая маленькая из сертифицированных в Таможенном Союзе моделей Zhongtong – городская 8,6-метровая LCK6860HGN.
В России на линиях таких автобусов пока не видно, однако крупная партия в конце 2021 года ушла в Армению для работы на ереванских маршрутах.
Среди китайских «малышей» такой Zhongtong является одним из наиболее современных, поскольку может похвастать и низким полом на входе, и пневмоподвеской (причем спереди – независимой), и дисковыми тормозами на всех колесах, и автоматической коробкой передач марки Allison. При этом машина сертифицирована только с газовыми 5-литровыми моторами Weichai в двух градациях по мощности (174 или 194 л.с.). Вершина модельного ряда «Ютунов» – два туристических высокопалубных автобуса: поставляемый с 2013 года ZK6122H9 и ZK6128H образца 2020-го. Обе машины имеют кузова максимально разрешенной ширины (2550 мм), но при этом более новая модель чуть длиннее: 12,3 метра против 12. По вместимости салона оба автобуса равноценны (до 53 пассажиров); одинаков у них и возможный набор дизельных двигателей: 9-литровый Cummins ISL (351 л.с.) или 10-литровый Weichai WP10 (368 л.с.). Однако у более новой модели еще нет газовой модификации, тогда как более старая доступна в версиях для работы и на сжатом природном газе (CNG), и на сжиженном (LNG). В этом случае автобус комплектуется 10-литровым газовым двигателем Yuchai мощностью 368 л.с., а объем багажников снижается с 7.5…10,5 до 2,3…5 кубометров у версии CNG и 6,5 кубометра у версии LNG.

Zhongtong LCK6860HGN

Следующие в линейке – 10,5-метровые городские автобусы Zhongtong LCK6105HG и LCK6105HGС, различающиеся только силовыми агрегатами: у первого – 6,5-литровый дизель Yuchai (232 л.с.) с механической коробкой Qijiang, у второго – 7,5-литровый газовый мотор Weichai (230 л.с.) с такой же коробкой Qijiang или «автоматом» Allison. В Россию из возят с 2017 года, а в Казахстане первые такие машины появились еще в 2013-м. Как и в случае с «младшей» моделью LCK6860HGN, 10,5-метровые автобусы не имеют ступеней на входе и оснащаются пневмоподвеской.

Zhongtong LCK6105HG

Большая 12,2-метровая городская модель называется Zhongtong LCK6125HGAN. В Казахстан крупную партию таких машин отправили еще в 2019 году, а у нас начали предлагать с конца 2021-го, и пока продажи носили лишь единичный характер. Однако модель представляется весьма перспективной: полностью низкопольная, с тремя двухстворчатыми дверьми и газовым двигателем (314-сильный Yuchai или 336-сильный Weichai). Про наличие пневматической подвески и автоматической трансмиссии можно даже не упоминать.

Zhongtong LCK6125HGAN

Остается сказать лишь про туристическую модель Zhongtong LCK6127H Compass. Сейчас это самый большой «турист» на российском рынке: длина его кузова составляет 12,6 метров. Вообще автобусы модели LCK6127H появились на нашем рынке еще в 2011 году, однако в 2018-м они подверглись значительному обновлению. Салон «Компаса» может иметь 3-рядную или 4-рядную планировку, будучи рассчитанным на перевозку от 33 до 53 человек. Вместимость багажников при этом варьируется от 8,6 до 9,5 кубометра. В ходовой части имеет смысл отметить наличие дисковых тормозов на обеих осях, а силовой агрегат доступен лишь один: 9-литровый дизель Cummins ISL (364 л.с.) в паре с 6-ступенчатой механической коробкой Fast Gear.

Zhongtong LCK6127H

Итоговая таблица технических данных (с примечаниями)
Примечания к таблице:
= В графе Тип приведены классификация автобуса и формула дверей. Буква Г относится к городским автобусам I класса, П – к пригородным и междугородным автобусам II класса (преимущественно для перевозки сидящих пассажиров), Т – к туристическим или междугородным автобусам III класса (только для перевозки сидящих пассажиров), М – к микроавтобусам малой вместимости. Три следующие цифры означают количество створок у передней, средней и задней двери; при отсутствии двери ставится ноль.
= В графе Число мест указывается точная пассажировместимость автобуса (в том числе через запятую) или диапазон числа мест при наличии большого числа сертифицированных планировок салона. Для автобусов I и II класса через косую черту приведены число мест для сидения / общая вместимость без учета места водителя и служебных мест.
= В графе Двигатель указаны округленный рабочий объем в литрах, диапазон мощности в лошадиных силах и тип (D – дизельный, Г – газовый). В случае применения на автомобиле двигателей разных моделей с различающимся рабочим объемом диапазон мощности указывается для каждого из них.
= В графе КП указывается тип коробки передач (М – механическая, А – автоматическая или автоматизированная) и количество ступеней.
= В графе Срок ОТТС указана дата окончания действия одобрения типа транспортного средства.