ВОДОРОДНЫМ -

БЫТЬ?

















Производство началось, сомнений стало только больше

ВОДОРОДНЫМ - БЫТЬ?

Производство началось, сомнений стало только больше

По материалам немецких СМИ

(легковые автомобили не наша тема, но...)

В Мюнхене в присутствии премьер-министра Баварии Маркуса Зёдера (Markus Söder) 31 августа с.г. был дан старт серийному производству систем топливных элементов для модели BMW iX5 Hydrogen. Эту модель разрабатывали с 2015 года на базе SUV (внедорожника) BMW X5, с лета 2021 года ее тестировали на дорогах Германии, а зимой - в Швеции вблизи полярного круга...

Кстати: власти Баварии уже выделили почти 500 млн евро на создание научно-исследовательского центра по водородным технологиям и на строительство водородных заправок...
Вместе с тем. Специалисты BMW не скрывают, что идет лишь об эксперименте. Так, как сообщило информационное агентство DPA (Deutsche Presse-Agentur), запланированный объем серийного производства BMW iX5 Hydrogen составит... менее 100 единиц. Они даже не поступят в продажу, а будут переданы отобранным (?) автолюбителям в Германии, Франции, США, Японии, Южной Корее и Китае для их тестирования в обычных условиях.

Впрочем, Питер Нота (Pieter Nota), отвечающий в правлении концерна за сбыт и работу с клиентами, в интервью агентству Nikkei сообщил, что запуск будущего H2-автомобиля в серийное производство и в продажу намечен на 2025 год.

Весьма показательно, что столь конкретное заявление он сделал в беседе с журналистами именно из Японии. В Мюнхене исходят из того, что наилучшие шансы автомобили на водороде будут иметь в этой стране и в целом в Азии. Да и у Китая есть план к 2030 году довести число водородных машин на своих дорогах до 1 миллиона единиц...

Подкапотное пространство и силовая линия BMW iX5 Hydrogen

Важно отметить...

Другие немецкие автостроители: Volkswagen с «дочками» Audi и Porsche, Mercedes-Benz, Opel - подразделение концерна Stellantis, и европейское отделение Ford - считают легковые машины на водороде бесперспективным направлением развития автопрома, а потому в рамках декарбонизации автотранспорта делают ставку на электромобили...

По общему мнению, водородные технологии будут использоваться только на грузовиках, причем крупнотоннажных и занятых перевозками грузов на дальние расстояния. Ведь в случае использования электропривода им потребуются крупные и, главное, слишком тяжелые аккумуляторные батареи, да к тому же их в пути придется слишком долго заряжать...
Дополним. В Германии, которая вышла в мировые лидеры по внедрению водородных поездов, к легковым водородным автомобилям скептически относятся и автомобилисты, и эксперты в области автопрома.

Так, профессор Штефан Братцель (Stefan Bratzel), директор исследовательского института Center of Automotive Management (CAM) в Бергиш-Гладбахе, самым весомым аргументом против этой технологии считает «большой расход энергии при получении водорода».

Кроме того. С точки зрения сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов и защиты климата имеет смысл использовать только так называемый «зеленый водород», произведенный из воды методом электролиза с использованием большого количества электроэнергии из возобновляемых источников.

Также многие специалисты так же задают вопрос: насколько эффективно тратить электроэнергию на производство водорода, а затем, в автомобиле, вновь преобразовывать его в электроэнергию? Не слишком ли большие будут при этом потери? Ведь не секрет, что потери в цепочке между первым производством электроэнергии и колесом H2-автомобилей составляют порядка 65-70 процентов, в то время как у обычных электромобилей - не более 30...

На страницах журнала «Коммерческий транспорт и технологии» («КТТ»)

мы уже публиковали эту картинку, но повторим ее для напоминания...

Кстати: «Overall efficiency rate» дословно «Общий коэффициент полезного действия»

Впрочем, есть и аргументы «за»...

Водород - прекрасный накопитель излишков зеленой электроэнергии, его можно импортировать по трубопроводам и в танкерах (!) из разных стран мира, например, из Канады, о чем договорилась побывавшая там летом 2022 года делегация правительства ФРГ.

А для автомобилистов большое преимущество в том, что заправить бак (или два бака, как у BMW iX5 Hydrogen) можно за считанные минуты...

Есть мнение, что водородные технологии будут использоваться только на грузовиках,

причем крупнотоннажных и занятых перевозками грузов на дальние расстояния...

Одним словом начало мелкосерийного производства H2-автомобилей на заводе BMW в Мюнхене, пожалуй, подольет масла в огонь дискуссий об их перспективах.

Наш сайт и журнал «Коммерческий транспорт и технологии» («КТТ») постараются принять в них участие...