Пульс отрасли

ВЫСТАВКА «BAUMA СТТ RUSSIA’2021»:

КЛЮЧЕВЫЕ НОВИНКИ

Стык весны и лета – традиционное время проведения международной выставки строительной техники и технологий в Москве...

Пульс отрасли

ВЫСТАВКА «BAUMA СТТ RUSSIA’2021»: КЛЮЧЕВЫЕ НОВИНКИ

Стык весны и лета – традиционное время проведения международной выставки строительной техники и технологий в Москве...

За свою более чем 20-летнюю историю она не состоялась лишь однажды – в минувшем году из-за ковидных ограничений. К счастью, нынешняя эпидемиологическая обстановка позволила возобновить выставку в привычном формате:

25 мая в МВЦ «Крокус Экспо» собралось более 340 экспонентов из 16 стран.


Ниже – обзор главных новинок в автомобильном разделе выставки...

Николай Марков, фото автора
МАЗ

В своей экспозиции минчане сделали акцент на технике с дизелями Weichai белорусской сборки: ими были оснащены четыре из пяти представленных грузовиков. Надо отметить, что за последнее время доля сходящих с конвейера машин с такими агрегатами значительно увеличилась. Например, ими интересуются производители надстроек, для привода которых требуется силовая установка. Дело в том, что конструкция всех «грузовых» дизелей Weichai предусматривает возможность отбора мощности непосредственно от двигателя. Эта особенность была продемонстрирована на выставке на примере шасси МАЗ-651628-559-000 (8х4) с дизелем Weichai WP12 в 423-сильном исполнении. На него смонтировали бетоносмеситель Tigarbo (мод. 69367R), осуществив привод гидронасоса карданной передачей именно от дизеля

Завод «КОМЗ-Экспорт» представил первый образец бетоносмесителя Tigarbo мод. 69367R с приводом гидронасоса непосредственно от двигателя базового шасси МАЗ-651628-559-000. Цена машины – 7,1 млн руб.

Аналогичный 430-сильный дизель стоял и на самосвале МАЗ-651328-8570-000 (6х4). Визуально самосвалы серии «6513» очень похожи на привычные машины серии «6501», выпускаемые с 2008 года, но отличаются увеличенными осевыми нагрузками: до девяти тонн на передний неведущий мост и до 32 тонн на тележку. Соответственно, технически допустимая полная масса у самосвалов МАЗ-6513 выросла с 33,5 до 41 тонны

Самосвал МАЗ-651328-8570-000 с дизелем Weichai WP12/430E50 (423 л.с.) и 20-кубовой платформой благодаря увеличенным осевым нагрузкам позволяет перевозить до 25 тонн грузов. Цена машины – 6,162 млн руб

Ключевым экспонатом на стенде Минского автозавода стал другой строительный самосвал – МАЗ-65262L с колесной формулой 8х8. Опытный образец машины с таким индексом построили еще полтора года назад. Теперь же продемонстрировали второй экземпляр, уже в серийной спецификации. С этой машиной, полную массу которой удалось довести до 53 тонн, минчане собираются выйти в сегмент рынка, «окучиваемый» производителями традиционных карьерных самосвалов. В расчете на столь серьезные нагрузки автомобиль получил усиленную раму с двойными лонжеронами, усиленную подвеску и новые ведущие мосты собственного изготовления с увеличенной несущей способностью: в передней тележке они рассчитаны на 10 200 кг каждый, в задней тележке – на 16 400 кг. Для повышения проходимости межколесные дифференциалы всех четырех мостов сделаны блокируемыми. Большая работа была проведена над маневренностью и управляемостью машины: результатом стало снижение усилий на рулевом колесе и увеличение допустимого угла поворота колес. Но самое главное, МАЗ-65262L комплектуется гидромеханической трансмиссией с «автоматом» Allison 4500. При этом в движение машину приводит дизель Weichai WP12.460 мощностью 452 л.с. Карьерные «четырехоски» будут доступны как с кузовами мазовского производства (они попроще и подешевле), так и с более дорогими и качественными платформами машиностроительного завода «БЕЦЕМА», сваренными из сталей HARDOX: именно с такой надстройкой машину и привезли на выставку

Самосвал МАЗ-65262L-515-000R1 (8х8) с «автоматом» Allison и 20-кубовой платформой завода «БЕЦЕМА». Цена машины в такой комплектации – около 13,5 млн руб

Участие МАЗа в строительных выставках обычно не обходится без демонстрации грузоподъемной техники. Нынешний год не стал исключением: на стенде показали 25-тонный автокран КС-5575BY-H-2-22 со стрелой овоидного профиля, производимый на филиале в Могилеве. Главная особенность этого автокрана – в соответствии всем дорожным ограничениям по нагрузкам на оси и габаритам при сохранении высокой проходимости и грузоподъемности. Ради этого базовое шасси МАЗ-6302С5-529-080 (6х6) предельно облегчили (для него приняты односкатные мосты с дорожными шинами, сравнительно легкий дизель ЯМЗ-536 и т.д.) и максимально понизили высоту расположения кабины. В результате масса автокрана с удлинителем стрелы, но без противовеса, не превышает 24 тонн при 9-тонной нагрузке на передний мост, а габаритная высота укладывается в четыре метра

25-тонный автокран КС-5575BY-H-2-22 на полноприводном шасси КС-5575BY-H-2-22, не требующий оформления пропусков на дорогах общего пользования, предлагается за 9,5 млн руб

КАМАЗ

Камский автозавод представил на выставке первые серийные строительные модификации из линейки техники, входящей в новейшее семейство К5. Трехосный самосвал КАМАЗ-6595 (6х4) по массогабаритным показателям является аналогом упомянутого выше МАЗ-6513: примененные на нем мосты Hande имеют такие же допустимые нагрузки (девять тонн передний, по 16 тонн задние). Соответственно, допустимая полная масса автомобиля тоже составляет 41 тонну. Совпадает и объем двигателей: 12 литров (на челнинском самосвале использована рядная «шестерка» КАМАЗ-910.15 мощностью 450 л.с.). И даже 24-дюймовые шины на КАМАЗе той же марки «Белшина», что и на минском самосвале. Но на этом сходства заканчиваются, начинаются различия. Если МАЗ получил спальную кабину и платформу максимального объема (20 кубометров), то камазовцы использовали дневную кабину и 16-кубовую платформу НЕФАЗа. А вместо обычной механической КП на КАМАЗ поставили 12-ступенчатую автоматизированную коробку ZF Traxon. Продажи самосвалов семейства К5 начнутся в июле, причем по ценам значительно более высоким, чем у МАЗов: выставочный экземпляр «трехоски», например, оценивается в 9,9 млн руб

25-тонный самосвал КАМАЗ-6595-002001-94 поколения К5 с 16-кубовой платформой завода НЕФАЗ оценили в 9,9 млн руб

Второй самосвал поколения К5 – КАМАЗ-65951 – был построен из того же самого набора агрегатов, однако имел колесную формулу 8х4 и более крупную платформу того же нефтекамского автозавода (20-кубовую). Соответственно, его полная масса выросла с 41 до 50 тонн, а грузоподъемность – с 25 до 32 тонн. К слову, кабины самосвалов К5, хотя и сохранили стилистическую однотипность с кабинами магистральных тягачей КАМАЗ-54901, получили полностью оригинальный нижний пояс с бампером, адаптированным для работы в сложных дорожных условиях, и зарешеченными фарами

КАМАЗ-65951-002001-94 с колесной формулой 8х4 имеет полную массу 50 тонн. Такие самосвалы будут продавать за 10,6 млн руб

Шасси нового поколения потихоньку начинают осваивать и производители надстроек. В частности, дочерняя камазовская компания «КРАН центр КАМАЗ» привезла на выставку бортовой грузовик КАМАЗ-65657 (6х4) с КМУ Palfinger с максимальным грузовым моментом 20,9 тм. Силовой агрегат у него точно такой же, как у показанных выше самосвалов, но мосты Hande – более легкие: 9-тонный передний и 9,5-тонные задние. А допустимая полная масса машины не превышает 25 тонн

КАМАЗ-65657 с КМУ Palfinger PK 21.501 SLD 1 производства ООО «КРАН центр КАМАЗ»

Но все-таки самым интересным КАМАЗом на выставке был совсем другой грузовик: самосвал модели 65119 из старого поколения К3, замаскированный благодаря небольшому рестайлингу кабины под серию К5. У него совершенно удивительная для челнинских машин колесная формула 8х6 и задняя тележка тридем. Все три задних моста – ведущие, с односкатными дорожными шинами. При этом первые два моста в тележке сохранили привычную рессорно-балансирную подвеску и рассчитаны на 8-тонную нагрузку каждый. А последний мост, колеса которого сделаны подруливающими, получил пневмоподвеску фирмы «Ростар», рассчитанную на 5,6-тонную нагрузку. Таким образом, суммарно тележка тридем способна выдержать 21,6 тонны. С учетом того, что спереди на самосвал установлена 9-тонная ось китайской фирмы «Hande», его допустимая полная масса получается равной 30 600 кг, что укладывается в рамки российского весового законодательства и позволяет легально перевозить до 17 600 кг груза.


В движение КАМАЗ-65119 приводится 340-сильным дизелем Cummins ISL челнинской сборки, который работает в паре с автоматизированной коробкой ZF EcoTronic. Но зачем такая коробка машине из бюджетного семейства К3? А в этом кроется вторая ключевая особенность выставочного самосвала: дело в том, что он на самом деле беспилотный! В принципе, об этом несложно догадаться, увидев многочисленные камеры и радары по всему периметру машины. В качестве возможной сферы применения такого беспилотника камазовцы называют, например, полевые уборочные работы, хотя в этом случае не совсем ясно, зачем тогда на выставочную машину водрузили грузовую платформу строительного назначения. Но в любом случае о начале реальных продаж такой техники речь еще не идет: беспилотник пока находится в стадии испытаний и доводки

Беспилотный самосвал КАМАЗ-65119-0007915-5F с рестайлинговой кабиной поколения К3, тележкой тридем и 8,9-литровым дизелем Cummins ISL (340 л.с.) – пока лишь опытный образец

УРАЛ

Широким фронтом выступил АЗ «Урал», представив разом десяток машин, всего одна из которых была полноприводной. Ничего удивительного: руководство завода считает производство дорожных грузовиков самым перспективным направлением развития модельного ряда. С нынешнего года гамма этих самых дорожных грузовиков с колесной формулой 6х4 включает уже два разных семейства. Первое – это вариации капотного шасси Урал-73945 с кабиной NEXT и двумя вариантами длины колесной базы. На них применяются 10-тонные ведущие мосты Hande, 6,6-литровый дизель ЯМЗ-53676 (328 л.с.) и 9-ступенчатая механическая коробка ZF, а полная масса ограничена значением 27,5 тонны. Формально такие машины выпускаются еще с 2019-го, однако за первую пару лет на внутреннем рынке их продали менее 40 единиц. Теперь же производство дорожных «капотников» явно набирает обороты: их активно берут в работу производители надстроек, и судя по VIN-номерам выставочных образцов, выпущено уже более 250 экземпляров неполноприводных Уралов NEXT

Спецтехника производства ООО «УЗСТ» – бортовой грузовик с КМУ АНТ-20-5ТЛ (грузовой момент – 20 тм) на шасси Урал-73945-6921-01М36. Судя по VIN-коду, заводской порядковый номер этого Урала – 256

Второе семейство дорожных грузовиков пошло в производство лишь в апреле нынешнего года: пока оно состоит из единственной модели бескапотного шасси Урал-С35510 с различными вариантами надстроек. Мосты той же фирмы «Hande» тут более тяжелые (9-тонный передний и 13-тонные в тележке), поэтому технически допустимая полная масса машины поднялась до 35 тонн. Соответственно, двигатель тут уже 11-литровый (ЯМЗ-653 в 420-сильном варианте), а коробка передач – 12-ступенчатая (китайская FastGear). А вот с кабиной есть нюансы. Модель С35510 готовили к производству и презентовали с рестайлинговым вариантом старой ивековской кабины: ее внешность чуть осовременили новой пластиковой маской и бампером, но главное – снабдили совершенно новой панелью приборов.

Урал-С35510 с двумя вариантами кабин: перспективной рестайлинговой (слева) и серийной. Обещают, что обновленные кабины станут серийными в августе

Но освоение этой панели задержалось, поэтому в продажу первые товарные образцы Урал-С35510 пошли со старым вариантом бескапотной кабины, как у полноприводных грузовиков Урал-М. Обещают, что полный комплекс обновлений удастся перенести на сходящие с конвейера машины в августе. Судя по VIN-номерам выставочных машин, выпущено уже более тридцати тяжелых «дорожников». Правда, для меня остался открытым вопрос о влиянии рестайлинга на итоговую стоимость автомобиля. Один из стендистов заверил меня, что с переходом на обновленную кабину цена не поменяется. Однако буквально через полчаса другой стендист уже говорил моему коллеге, что разница есть: если самосвал со старой кабиной стоит от 4,8 млн руб., то за выставочный образец с рестайлингом просят уже 5,2 млн. Но одно ясно точно: такой Урал в любом случае сильно дешевле новых моделей тяжелых трехосных самосвалов КАМАЗ и МАЗ

Новое шасси Урал-С35510 активно осваивается «кузовщиками»: на фото – 20-кубовый мусоровоз БМ-7028 производства ООО ПК «Коммунальные машины»

MERCEDES-BENZ

Немецкая марка выступила на bauma STT Russia широким фронтом, показав сразу пять вариантов строительных самосвалов на шасси Arocs с различными колесными формулами, еще один Arocs с бетоносмесителем и Unimog с коммунальной навеской. Глядя на марки надстроек (Liebherr, KH-Kipper, Meiller-Kipper), все эти грузовики можно было принять за чистокровных «иностранцев», но на самом деле пять из шести «Ароксов» собраны в Набережных Челнах. Монтаж «майллеровских» самосвальных кузовов выполняет челнинская фирма «Автомастер», а установкой на шасси «либхерровского» миксера занималось ООО «АРЗ» из Переславля-Залесского

Самосвалы на шасси Mercedes-Benz Arocs 8x4 для перевозки скальных пород с массивными козырьками над кабинами (слева – с 25-кубовым кузовом KH-Kipper, справа – Meiller-Kipper) – новая техника для российского рынка. Цена таких машин, имеющих полную массу 48 тонн, превышает 200 тыс. евро!

SCANIA

Представительство этой шведской марки представило всего одну машину, но зато с полностью российской надстройкой. Речь про строительный самосвал на четырехосном шасси P440 XT с 20-кубовым кузовом производства машиностроительного завода «БЕЦЕМА». Машина адаптирована к работе в тяжелых дорожных условиях, а потому в ее активе – постоянный полный привод, 24-дюймовые колеса, барабанные тормоза и подвеска на многолистовых рессорах. А грузовая платформа модели БЦМ-273 «Формат» благодаря двойному W-образному полу обеспечивает эффективный обогрев всего днища и откосов, а также обладает высокой стойкостью к ударным нагрузкам. Дизель объемом 13 литров развивает 440 л.с. и работает в паре с 12-ступенчатой автоматизированной коробкой Opticruise. Стоит такой самосвал практически столько же, сколько и упомянутые выше «скальники» на шасси Arocs: 18 миллионов...

Scania P440 XT 8x8 с платформой БЦМ-273 «Формат» рассчитана на работу в тяжелых дорожных условиях

MAN

А вот мановцы в своей экспозиции сделали ставку на демонстрацию не специализированных машин с надстройками строительного назначения, а обыкновенных седельных тягачей MAN TGX нового поколения, причем тягачей магистральных. Один из них был представлен в спецификации, актуальной для перевозок внутри страны: с 480-сильным дизелем уровня Евро-5 и кабиной GM – широкой и длинной, но со средней высотой потолка. А второй тягач – с явным прицелом на рейсы в Европу: с 640-сильным мотором, отвечающим самому строгому стандарту Евро-6d, и кабиной GX максимального объема

MAN TGX нового поколения (модификация 18.480 4х2 BL SA), хотя и представляет собой классический «магистральник», демонстрировался в паре со строительным самосвальным полуприцепом марки Grunwald

IVECO-AMT

Опосредованно, благодаря производителю спецнадстройки, участие в выставке принял и завод «IVECO-AMT». Компания «СДТ-ИМПЭКС» привезла экскаватор-планировщик со словацкой надстройкой UTE 300 на шасси Eurocargo с колесной формулой 6х6 и 6-литровым дизелем Tector мощностью 279 л.с. В этой машине представляет интерес организация привода надстройки от коробки отбора мощности базового шасси. Но самое удивительное – это все-таки исполнение ходовой части: на этот экземпляр шасси установили мосты тележки от российского грузовика Урал-5557, при том что передний ведущий мост остался ивековский! Благо, их передаточные числа совпадают. Такое решение объяснили тем, что у IVECO-AMT возникли сложности с приобретением мостов фирмы «Raba», которые использовались в задней тележке шасси Eurocargo прежде. Но в Миассе, как видим, смогли найти весьма оригинальный выход из положения!

Экскаватор-планировщик UTE 300 на шасси IVECO-AMT Eurocargo 150-280: задние мосты – от российского Урала!

HONGYAN

В этом году ведущие китайские производители грузовиков выставку не почтили вниманием, зато в их отсутствие очередную попытку выхода на наш рынок предприняли представители SAIC-IVECO – совместного предприятия IVECO и Hongyan. Первая попытка была предпринята еще в 2013-м, когда российские дилеры IVECO попробовали торговать китайскими «Хонъянями» с лицензионными моторами Cursor под маркой IVECO 682. Успеха те машины не снискали: их продажи носили у нас единичный характер, хотя в соседнем Казахстане даже была налажена их сборка силами ТОО «СарыаркаАвтоПром». И вот теперь – второе пришествие, только на сей раз без участия российского представительства IVECO. Практически те же самые машины, только уже с моторами Евро-5, у нас сертифицировали под маркой Hongyan 908. В гамме присутствуют самосвалы и бетоносмесители с колесными формулами 6х4 (полной массой 33,5 т) и 8х4 (от 31 до 40 т). Все они комплектуются моторами Cursor 9 и 12-ступенчатыми механическими коробками FastGear. Однако на выставку привезли лишь самую простую «трехоску» с 20-кубовой платформой, которую предлагают за 6,5 млн руб

Самосвал, который раньше продавали у нас как IVECO 682, теперь сертифицирован как Hongyan 908, а рекламируется как Hongyan Genlyon...