Компании
ПРИДВОРНОЕ АТЕЛЬЕ МАЗА

Как живет завод «МАЗ-Купава»
КОМПАНИИ
ПРИДВОРНОЕ АТЕЛЬЕ МАЗА
Как живет завод «МАЗ-Купава»
Андрей Филиппов, фото автора
Завод «МАЗ-Купава» хорошо известен не только в Беларуси, но и в России. Начав свою деятельность в далеком 1990-м в виде цеха по выпуску туристских прицепов, за прошедшие десятилетия предприятие превратилось во вполне себе самостоятельный проект. Сейчас «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» является одним из сильнейших подразделений холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и активно поставляет продукцию не только на рынки СНГ, но и в страны дальнего зарубежья.
Прицепы, полуприцепы и грузовики с логотипом «Купава» встречаются во всех регионах нашей страны. При этом, несмотря на то что в названии завода присутствует слово «МАЗ», шасси под кузовами могут быть не только белорусского производства. ГАЗ, КАМАЗ и даже УАЗ давно стали неотъемлемой частью модельного ряда предприятия. Да что там – встретить в виде носителя европейский, японский или корейский бренд тоже не проблема. «МАЗ-Купава» готов устанавливать свои надстройки на любое шасси, было бы желание. Звучит, конечно, многообещающе, а вот что там по факту?
Цех, ставший флагманом Беларуси
В настоящее время производственные мощности «МАЗ-Купава» размещаются на двух отдельных площадках. Первая находится в Минске. Здесь расположена администрация, экспериментальный цех и главный конвейер.
Сборочный конвейер в виде одной П-образной нитки
Весь цикл производства проходит под одной крышей. От неразделанных листов фанеры и рулонов с напольным покрытием, до готового продукта со всем установленным оборудованием. Одновременно на конвейере около двух десятков прицепов различных моделей. Практически все – торговые точки. Весь процесс как на ладони.
Весь путь от пола до готового прицепа проходит здесь
Автоматический кромкооблицовочный станок AKRON 440
В экспериментальном цехе в основном идет сборка автомобилей. Здесь ставят кузова на малотоннажники и переоборудуют LCV. На момент посещения в разгаре была работа по переоборудованию фургонов МАЗ-365022 в автомобили скорой помощи класса «А». Такие машины охотно берут себе предприятия для заводских медпунктов.
«МАЗели» в экспериментальном цехе – будущие АСМП
Вторая площадка находится в ближайшем пригороде – промышленной зоне Колядичи. Всего один цех, который занимается выпуском крупногабаритных надстроек. Все фургоны, устанавливаемые на шасси с полной массой от 10 000 кг, производятся на данных площадях. Тут же выпускают все прицепы и полуприцепы. Это связано с тем, именно здесь размещено оборудование, позволяющее делать борта и крыши большой длины.
Так выглядит производственный цех в Колядичах
Кроме склейки самих кузовов здесь происходит и их «наполнение». Весь необходимый интерьер и оборудование в машины устанавливают прямо в цеху. При мне дособирали грузопассажирскую «летучку» Купава-573160 на шасси МАЗ-5340С5. Забавно, но в отсеке бок о бок стояли немецкий бензиновый генератор Fubag BS5500 и белорусский компрессор Remeza. Видимо, не все у нас потеряно, если заказчик готов использовать такое сочетание оборудования.
В цеху происходит и сборка кузовов, и монтаж на шасси
Стоит отметить, что на площадке находилось едва ли с десяток единиц готовой продукции – клиенты все забирают сразу же. А вот кузовов, ожидающих технику, стоит много. Видимо, «подросшие» цены на шасси все же дают о себе знать.
Готовые кузова на территории завода в ожидании шасси
Яркие грузовики…
Если говорить о продукции, выпускаемой «МАЗ-Купава», коротко, то можно ограничиться одним словом – «фургоны». А вот если копнуть немного глубже, то выяснится, что модельный ряд, предлагаемый покупателям, весьма широк. Кроме банальных рефрижераторов, «изотерм» и «хлебовозок» здесь собирают такие интересные вещи как медицинские лаборатории, автолавки, мобильные офисы и различные варианты для перевозки пассажиров.
Грузопассажирский вариант с кузовом КС6325 на шасси МАЗ-630208
К примеру, весь автопарк автомобилей сопровождения спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» состоит из продукции «МАЗ-Купава». Первая «техничка» на шасси полноприводного МАЗ-6302B5 (6х6) была презентована в 2010 году. Короткая кабина, жилой модуль на четверых в кузове и грузовой отсек для инструмента и запчастей – с этой машиной МАЗ начинал свое путешествие по ралли-рейдам. Это уже потом в команде появилась еще одна «техничка», а затем и грузопассажирский вариант.
Техпомощь с кузовом КС1225 на шасси МАЗ-6302B5
Техпомощь с кузовом КС6325-0001 на шасси МАЗ-630208
А самым ярким автомобилем сопровождения спортивной команды является автодом Купава-673110 на шасси МАЗ-6312C9 (6х4). Эта машина рассчитана проживание 12 человек в каютах и еще пары в спальном отсеке в кабине. К услугам проживающих: холодильник, микроволновка, стиральная машина и даже душ. Правда, последний организовывается на улице, но все же.
Автодом Купава-673110 на шасси МАЗ-6312C9
Жилая каюта на четырех человек с экипировкой
Кухня-столовая с раскладным столом на четверых
Не менее интересными у МАЗ-Купава получаются и мобильные офисы. В свое время Минский автозавод заказал себе одну машину для сопровождения выставок просто на пробу. Но в итоге Купава-478810 на среднетоннажном МАЗ-4371W1 (4х2) настолько пришелся ко двору, что был заказан и более серьезный вариант Купава-673110 на газовом шасси МАЗ-631223 (6х4). Правда, идея использовать носитель на сжатом метане с учетом широкой географии поездок себя в итоге не оправдала, но сам кузов, «перевешенный» на шасси МАЗ-631089, до сих пор можно увидеть практически на каждой выставке, где МАЗ экспонирует свою продукцию.
Мобильные офисы в развернутом состоянии
Рабочая зона и выход на кухню Купава-673110
Мобильный офис Купава-478810 в доработанном виде
Отдельная тема, набирающая в последнее время популярность – установка новых кузовов на «бэушные» шасси. Клиенты пригоняют свои машины, желая либо отреставрировать, либо полностью заменить кузов. Каких только машин тут не встретишь – от «шишиги» до Unimog и от КАМАЗа до Actros.
Мастерская Купава-473850 на шасси ГАЗ-66
… и оригинальные прицепы
Практически так же обстоят дела и с модельным рядом прицепов и полуприцепов. Наряду с «холодильниками» и изотермическими вариантами «МАЗ-Купава» предлагает торговые точки, автодома, коневозки, и специальныне тралы для транспортировки генераторов, компрессорных станций или… туалетных кабинок.

Самой популярной темой на данный момент являются передвижные магазины. Если заглянуть на сайт предприятия, то в разделе, посвященном торговым прицепам, значится более 80 моделей. И многие из них имеют оклейку европейских компаний. Это неспроста. До недавнего времени «МАЗ-Купава» отгружал иностранным заказчикам значительное количество прицепов в месяц. Общение с клиентами из Европы явно пошло заводу на пользу – за пять лет модельный ряд данного направления изменился не только количественно, но и качественно.
Купава-813281 – угадайте по надписям страну-заказчика
Обратите внимание на площадь остекления прицепа
Интересно, что в свое время на предприятии решили отказаться от создания полноценных автодомов, потому как не могли обеспечить качество, аналогичное европейскому. Зато в прицепном варианте мобильные жилища выпускаются до сих пор. В линейке около двух десятков моделей на любой вкус. Есть простейшие в виде палатки, раскладываемой в кузове обычного одноосного прицепа, а есть пригодные для комфортного проживания семьи из четырех человек. Самая ярка модель - Купава-4922, которая служит и домом, и транспортером квадроцикла. В транспортном положении «квадрик» перевозится внутри. Зато на стоянке он выкатывается по аппарелям наружу, а из боковых стенок извлекается кровать, которая становится на его место.
Купава-811002 – автодом с кухней на улице
Купава-4922 – прицеп-дача для активного отдыха
А если говорить о совсем уж экзотических вещах, то на заводе на базе прицепов и полуприцепов производят сауны и душевые. Причем зачастую данные модели идут не поодиночке, а в комплексе с сушильными вагончиками. Такая парочка позволяет организовать помывочный день в любой точке, куда их сможет дотащить тягач.
Интерьер прицепа-душевой
Интерьер прицепа-сушилки для одежды
Мимоездом
ОТКУДА НОГИ РАСТУТ
Начало заводу «МАЗ-Купава» положило малое предприятие «Туртранс». Именно оно 24 сентября 1990 года начало сборку прицепа-дачи под торговым названием Купава-350.
Прицеп-дача Купава-350, он же МАЗ-8132-011
Взяв с основу одну из моделей югославской фирмы Adria из города Ново-Место, белорусы наладили конвейерное производство этой модели. Для тех лет это было очень круто, а возможности завода намного превосходили таковые у производства в Югославии. Выпуск прицепов шел очень неплохо, и на них имелся устойчивый спрос. Ведь по большей части они эксплуатировались не для путешествий, а в качестве торговых точек.
Отгрузка готовых прицепов заказчикам
Основываясь на успехе Купава-350, в 1992 году на предприятии решили создать самоходную модель. В ее основу был положен «РАФик» - вероятнее всего, грузовое шасси РАФ-33111. На раму вместо кузова водрузили оригинальный жилой модуль с входом в задней части правого борта. Правда, по имеющейся информации, машина по начинке являлась не автодомом, а мобильным офисом. К сожалению, развития проект не получил, и данная модель осталась в единственном экземпляре.
Моторхоум Купава на шасси РАФ
От первого лица
«РОССИЙСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НЕ РАЗОЧАРУЕМ»
Якубов Виталий Николаевич
О планах предприятия мы поговорили с Виталием Якубовым, генеральным директором «МАЗ-Купава».

Виталий Николаевич, как себя чувствует завод на данный момент?

– Хорошо чувствует. Не идеально, но в нынешних условиях даже лучше, чем можно было предположить.

А как же ограничения на поставку европейских комплектующих – ведь рынок лихорадит уже второй месяц?

– Ну, не второй месяц, а второй год. Ведь Беларусь работает под различными санкциями с 2021 года. Так что мы уже успели адаптироваться и найти решения по многим ключевым вопросам, влияющим на работоспособность предприятия.

И какова сейчас загрузка?

– Я бы сказал, 100% и еще немножко. По факту мы уже пару лет имеем заказы на несколько месяцев вперед. Бывает на четыре, бывает только на один, но заказать машину или прицеп на текущий месяц у вас вряд ли получится. Если только что-то совсем простое, да и то придется подождать, чтобы появилось «окно».

С февраля, когда начались скачки курса валют, что-то поменялось?

– Вы же ходили по цехам – сами все видели. Основная линия полностью загружена – даже не успеваем собирать. Экспериментальный цех тоже «под завязку». Точно такая же ситуация и на производстве в Колядичах. Безусловно, поток заказов сейчас снизился, но реально мы это если и почувствуем, то через пару месяцев, когда будут выполнены все текущие контракты.

Чем планируете заменять те комплектующие, которые до недавних пор все же поставлялись из Европы?

– Надо понимать, что изготовление прицепов и надстроек на шасси не требует высококачественных моторов, трансмиссий и электронных систем. У нас больше половины комплектующих белорусского производства. Еще около 30% мы получаем от российских предприятий: металл, пластик, клей и т.д. По сути, вопрос стоит только о шасси полуприцепов – это Wielton – и холодильных установках – это Carrier и Thermo King. С первым проблема решается достаточно просто – переходим на тележки, выпускаемые МАЗом в Могилеве. Да, они тяжелее, но это не критично. Тем более что завод «Моггилевтрансмаш» работает над облегчением своей конструкции, в итоге, думаю, у них получится создать неплохой аналог шасси. С ХОУ, конечно, сложнее. Ни в Беларуси, ни в России установки такого качества, к сожалению, не производят. Пока используем складские запасы и пытаемся донести до наших производителей, что именно нам нужно.

- Иными словами, проблема все же есть?

– Разумеется, есть, но не глобальная, как вы её себе представляете. Рефрижераторы занимают в нашей линейке небольшой процент от всего выпуска. Вы видели производство – много там на сборке «холодильников»? Сейчас спросом пользуются мобильные торговые точки, различные мастерские, изотермические фургоны. Так что, даже если придется на какое-то время отказаться от сборки рефрижераторов, завод не остановится.

А с шасси для полуприцепов и того проще. Мы уже полгода планомерно вели работы по снижению веса наших надстроек. Сейчас удалось облегчить продукцию примерно на 8%. Самый популярный 3-осный полуприцеп Купава-93W000 потерял в снаряженной массе 250 кг. Подкатим могилевскую тележку – вернемся к старым значениям. Печально, конечно, но не критично.

- Как обстоят дела с экспортом продукции? Вроде бы прицепы «Купава» продавались даже в европейских странах.

– Почему «даже»? Европа брала нашу продукцию очень охотно. Не «фуры», конечно, а маленькие прицепы, которые у них используются как передвижные торговые точки. Мы выпускали для них несколько моделей с совершенно разной концепцией и внешним видом. По качеству – никаких претензий. Как будет дальше, сказать сложно. По крайней мере, тот факт, что до последнего времени спрос на наши модели только возрастал, говорит о том, что делать качественный товар мы однозначно научились. Не исключаю, что с уходом того же «Макдональдса» из России мобильные фастфуды станут интересны там.

Как вы в целом оцениваете российский рынок в плане перспективы для «МАЗ-Купава»?

– В целом, конечно, позитивно. В лидерах продаж по прицепной технике до недавних пор был Schmitz Cargobull, который делил свое место с ТОНАРОМ. Наряду с российскими прицепами хорошо раскупались Krone, Koegel и другие «европейцы». Сейчас они с рынка ушли, а значит, освободилось место для нас. Тем более, как я уже говорил, наше качество вполне устраивает клиентов в дальнем зарубежье, так что и российских перевозчиков мы не разочаруем. О конкретных цифрах говорить сложно. Поживем – увидим.