АВТОПРОМ - ООО «ПРОМТЕХ»

СТАВКА НА ПРИМУ

В нынешнем году нижегородской компании «Промышленные технологии», которая начинала работу под брендом «Самотлор-НН», исполняется 25 лет. Долгое время там занимались доработкой автомобилей ГАЗ, потом длительное время переделывали импортные цельнометаллические фургоны в «маршрутки», «скорые» и другие спецавтомобили. Строили на Самотлоре и автобусы с кузовами собственной конструкции. А на какие автомобили Промтех делает ставку сегодня?

АВТОПРОМ - ООО «ПРОМТЕХ»

СТАВКА НА ПРИМУ

В нынешнем году нижегородской компании «Промышленные технологии», которая начинала работу под брендом «Самотлор-НН», исполняется 25 лет. Долгое время там занимались доработкой автомобилей ГАЗ, потом длительное время переделывали импортные цельнометаллические фургоны в «маршрутки», «скорые» и другие спецавтомобили. Строили на Самотлоре и автобусы с кузовами собственной конструкции. А на какие автомобили Промтех делает ставку сегодня?

Николай Марков, фото автора

Промтех сегодня располагает двумя производственными площадками. Первая – основная – рассчитана на переделку до 500 единиц техники в месяц: здесь производятся коммерческие, медицинские и социальные автомобили. Вторая площадка скромнее: ее проектная мощность – 100 единиц техники в месяц, и она «заточена» только под производство грузовых фургонов. Вовсю ведется строительство третьей площадки, где можно будет собирать уже до 800 машин ежемесячно. Причем машин трудоемких: требующих операций сварки и окраски, изготовления автокомпонентов… Собственно, любой спецавтомобиль как раз и начинается именно с автокомпонентов. На Промтехе еще со времен Самотлор-НН старались по максимуму выпускать их самостоятельно – от мебели и сидений до элементов отделки салона и внешних кузовных панелей. Той же концепции на предприятии придерживаются и сегодня.

Стенд для изготовления жгутов электропроводки на Соболь для перевозки инвалидов-колясочников

Например, здесь есть отдельный цех по изготовлению электропроводки. Его занимают специальные стенды, моделирующие места расположения всех энергопотребителей в каждой модификации серийного спецавтомобиля. С их помощью, по заранее размеченным схемам, работники быстро собирают требуемые жгуты нужной конфигурации. А за соседней дверью ведется сборка электрогидравлических подъемников для инвалидных колясок, применяемых на так называемых социальных такси и медицинском транспорте. Их, кстати, Промтех активно поставляет и другим производителям спецавтомобилей. Как, впрочем, и сиденья всех типов, на производстве которых специализируются соседние участки.

Цех по производству электрогидравлических подъемников, применяемых на автомобилях для перевозки инвалидов и на «скорых»

В этом цехе из пенополиуретана изготавливаются мягкие части подушек и спинок сидений

Гордость Промтеха – вакуум-формовочные машины. В них укладываются мастер-модели, которые затем «обволакиваются» листом разогретого АБС-пластика. После остывания отформованную деталь нужно вырезать из общего листа, и можно сразу отправлять ее в сборочный цех. В зависимости от того, из какого материала изготовлена модель, она может выдерживать от нескольких десятков до нескольких тысяч съемов изделий без ремонта поверхности. Таких формовочных машин у Промтеха две. Та, что поменьше – немецкая – имеет рабочий стол размером 2х3 метра. С ее помощью изготавливаются все детали интерьера и экстерьера, элементы сидений и медицинской мебели. А вторая машина – американская – позволяет получать на выходе цельные пластиковые панели размерностью до 4,9х2,1 метра! Она задействована, в частности, на производстве высоких крыш для автомобилей скорой медицинской помощи.

Цех по изготовлению деталей из АБС-пластика

Разумеется, в одном из цехов есть и сварочный участок, где делают металлические каркасы под установку высоких пластиковых крыш, усилители основания и боковин кузова и т.д. В момент моего визита этот участок был целиком загружен работами по изготовлению деталей для автомобилей LADA. И это не случайно, ведь именно спецверсии вазовских Ларгусов стали сейчас наиболее востребованными машинами из всей линейки техники, выпускаемой Промтехом.

Процесс изготовления сварного каркаса кузова для LADA Largus Kub

Пройдя по заводу, несложно проследить весь путь превращения обычного Ларгуса в конверсионный. В зависимости от того, какая модификация должна получиться на выходе, в цех на переделку заезжает или цельнометаллический фургон, или легковой универсал. На первом посту задняя часть автомобиля и потолок подвергаются полной разборке: тут с Ларгусов снимают все серийные детали, которые им больше не пригодятся. А правее, за ширмой, с автомобиля срезаются ненужные части кузова. Под модель Largus Roof отрезается только панель крыши, для Largus Kub срезают заднюю часть кузова до уровня оконных проемов, а под Largus Prima позади передних дверей оставляют только основание кузова.

На этом фото можно увидеть мощную металлоконструкцию, которая вваривается между «ларгусовским» полом и основанием кузова Prima: получается практически лонжеронная рама!

Далее получившийся «машинокомплект» перегоняется на один из нескольких постов, где силами бригады сварщиков начинает обрастать оригинальными кузовными кронштейнами, перегородками и панелями. Задний свес кузова удлиняется почти полуметровой вставкой. Интересно, что профили каркаса крыши имеют перфорацию, чтобы не утяжелять машину понапрасну. Когда сварочные работы по моделям Largus Kub и Largus Roof заканчиваются, кузов окрашивается и передается на следующий пост, где проводится монтаж наружных пластиковых панелей.

Кузова-фургоны Prima для автомобилей LADA и ГАЗ состоят из алюминиевого каркаса и композитных панелей, а потому сочетают в себе и прочность, и низкий вес, не боясь при этом коррозии

Изготовление самых больших «ларгусовских» кузовов – Prima – ведется на отдельных площадях, на втором этаже производственного цеха, в силу особенностей технологического процесса. Ведь у Примы кузов представляет собой отдельный модуль (грузовой или медицинский), который затем монтируется на усиленное несущее основание «ларгусовского» кузова.

Стоп-кадр:

Спецавтотехнику на базе автомобилей ГАЗ собирают на отдельных участках, вне общего потока с техникой марки LADA

Помимо LADA Largus, кузова серии Prima теперь также выпускаются для классической Нивы (точнее, для шасси пикапа ВИС-2346), Соболя и ГАЗели NEXT. Состоят эти кузова из алюминиевого каркаса и композитных панелей, а потому сочетают в себе и прочность, и низкий вес, не боясь при этом коррозии. Предварительно подсобранная надстройка опускается на лифте во второго этажа на первый, где кран-балкой устанавливается на заранее подготовленное шасси.

Кузова Prima собираются на втором этаже производственного цеха, а затем опускаются вниз на лифте и устанавливаются на шасси при помощи кран-балки

Чтобы несущее основание Ларгуса обрело необходимую прочность после срезания с него половины штатного кузова, к полу и лонжеронам привариваются многочисленные усилители. А самым прочным усилителем становится сам кузов Prima, который жестко соединяется и с несущим основанием, и с кабиной.

С помощью вот этих кронштейнов жестко связываются между собой крыша кабины и передняя стенка кузова Prima

Кстати, сейчас сборка автомобилей LADA Largus Prima ведется сразу на трех линиях: спрос опережает предложение! С весны, когда началось их производство, в сбыт ушло уже более 200 экземпляров. Когда все крепежные работы по установке кузова Prima закончены, стык кабины и кузова укрывается пластиковой накладкой, которая заодно выполняет функцию обтекателя.

Когда все крепежные работы по установке кузова Prima закончены, стык кабины и кузова укрывается пластиковой накладкой, которая заодно выполняет функцию обтекателя

Когда все работы, связанные с изготовлением, монтажом и окраской кузовов завершены, всем модификациям LADA Largus необходимо пройти еще через два участка. На первом из них на четырех поточных линиях в кузовах вырезают оконные проемы, производят монтаж недостающего электрооборудования и т.д.

Когда все работы, связанные с изготовлением, монтажом и окраской кузова завершены, все модификации Ларгусов попадают на участок с четырьмя поточными линиями, где в их кузовах вырезают необходимые оконные проемы, производят монтаж недостающего электрооборудования и т.д.

А на заключительном этапе все Ларгусы попадают в светлый и просторный цех, где машинам вклеивают стекла, дособирают салоны, устанавливают бампера, накладки и прочие элементы экстерьера, а также проводят финальные регулировочные работы. Отсюда полностью готовые машины уходят в сбыт.

На заключительном этапе Ларгусы попадают в светлый и просторный цех, где вклеивают стекла, дособирают салоны, устанавливают бампера, накладки и прочие элементы экстерьера, а также проводят финальные регулировочные работы

В общей сложности гамма Ларгусов, серийно выпускаемых сегодня на Промтехе, включает уже более двух десятков модификаций! Самые простые конверсии не предполагают внесения внешних изменений в кузов базовой Лады: их доработка сводится к перепланировке стандартного салона или переделке грузового отсека. Например, обычный Largus-фургон на Промтехе могут превратить в рефрижератор, смонтировав термоизоляцию и холодильную установку, а пассажирский универсал – в автомобиль медицинской службы для транспортировки пациентов в медучреждения, автомобиль для перевозки инвалида-колясочника или в спецмашину для кинологической службы МВД с клетками для двух собак в багажнике.

Автомобили медицинской службы LRGS0М для транспортировки пациентов. На экстренные вызовы они не выезжают, а потому не имеют «мигалок»

Кабина у медицинского LRGS0М отделена от салона перегородкой. Когда перевозить лежачего пациента не надо, приемное устройство для носилок хранится в багажнике в чехле в сложенном виде. Чтобы его разложить, требуется лишь откинуть спинку 2-местной секции дивана

А если на стандартный кузов тольяттинского фургона или универсала смонтировать высокую пластиковую крышу, получится версия Largus Roof. Она востребована, в первую очередь, как основа под постройку рефрижераторов увеличенной вместимости, автомобилей медслужбы и автомобилей патрульно-постовой службы с изолированным отсеком для перевозки задержанного на месте багажника.

На переднем плане – автомобиль патрульно-постовой службы LRGS0B на базе LADA Largus Roof с высокой крышей и отсеком для перевозки задержанного, на заднем плане – LRGS0K в стандартном кузове для кинологической службы МВД

Вот так выглядит «багажник» Ларгуса патрульно-постовой службы

В багажнике Ларгуса для кинологов обустроены клетки для перевозки двух собак

Более глубокий уровень доработки – изготовление модификации Largus Kub. У нее вся задняя часть кузова выше подоконной линии уже оригинальная, собранная из пластиковых панелей на прочном стальном каркасе. Благодаря такой переделке объем грузового отделения по сравнению со стандартным Ларгусом возрастает более чем полуторакратно: с 2,5 до 4 кубометров. На основе кузова Largus Kub на Промтехе выпускают промтоварные фургоны и комби, рефрижераторы, социальные такси, обычные санитарные автомобили и «скорые» класса «А», катафалки и автомобили для перевозки школьников.

Слева – рефрижераторный фургон Largus Kub (LRGS0E), справа – промтоварный фургон Largus Prima

Даже после установки мощной термоизоляции и холодильной установки грузовой отсек у Largus Kub остается значительно более вместительным, чем у стандартного Ларгуса-фургона

На вершине «лестницы эволюции» находятся автомобили Largus Prima, у которых со штатного кузова позади центральных стоек срезается все, что находится выше уровня пола. Вместимость таких версий максимальная: например, промтоварный фургон позволяет увезти до 7 кубометров груза при заявленной грузоподъемности на уровне тонны! Пока такие Примы выпускаются в виде фургонов (в том числе рефрижераторных) и «скорых» класса «В», но на подходе и другие версии, в том числе вариант с бортовой платформой и высоким тентом.

Слева – рефрижератор на базе Largus Prima, справа – «скорая» LRGS0A класса «А» на базе Largus Kub

Автомобиль медицинской службы LRGS0M на базе Largus Kub. На заднем плане виден рефрижератор на базе фургона LADA Largus со стандартным кузовом

«Скорая» LRGS0P класса «В» на базе Largus Prima – продукция совместного предприятия Швабе-СпецАвто, организованного Промтехом с компанией «Швабе», занимающейся изготовлением медтехники

Ну, а какие преимущества сулят кузова Prima водителям? Чтобы выяснить это, я прокатился на двух Ладах, доработанных Промтехом. Но рассказ об этом – в отдельном материале...

Продолжение публикации Николая Маркова - "ЛАДЫ С САМЫМИ БОЛЬШИМИ КУЗОВАМИ " - читайте на сайте ktt-magazine.ru